Пошлина на жалобу
Антимонопольщики устали от профессиональных спорщиков с организаторами конкурсов по госзаказу
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу рассматривает возможность введения пошлины за подачу жалобы в ФАС для так называемых "профессиональных жалобщиков", которые обращаются к антимонопольщикам регулярно и нередко срывают проведение конкурсов по госзаказу. Всего в местное УФАС поступило 5140 жалоб, из которых обоснованными признано лишь 1648. Эксперты считают, что смысл во введении подобных пошлин есть, так как это поможет снизить нагрузку на антимонопольные органы.
Идею о введении пошлин для "профессиональных" жалобщиков вчера высказал заместитель руководителя петербургского УФАС Петр Яковлев. Пошлина может быть введена по аналогии с пошлиной за обращение в суд. Введение такой меры потребует внесения изменений в федеральное законодательство, что будет весьма нелегким и долгим делом.
В УФАС города ожидают, что в 2016 году количество жалоб будет примерно на том же уровне, что и в 2015 году.
Евгений Корчаго, председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры", считает, что введение государственной пошлины при подаче жалобы в антимонопольные органы имеет смысл. "Это поможет хотя бы немного снизить нагрузку на органы ФАС и частично компенсировать затраты на функционирование его подразделений. Однако одновременно с этим следует создавать механизмы, позволяющие, во-первых, компенсировать уплату государственной пошлины в случае удовлетворения жалобы, взыскивая ее с проигравшего органа, производящего закупки, а во-вторых, возвращать уплаченную пошлину в случае отказа от жалобы в добровольном порядке до принятия решения антимонопольным органом. Размеры госпошлины можно взыскивать по аналогии с пошлинами в суды — то есть в виде процента от суммы оспариваемого государственного контракта", — высказывается господин Корчаго.
Дмитрий Шевченко, партнер юридического бюро "Замоскворечье", указывает на то, что раздел "Госпошлина" прописан в Налоговом кодексе РФ в главе 25.3. "Следовательно, и вводить такую государственную пошлину следует на уровне федерального законодательства. Другой вопрос, что существо отношений в сфере антимонопольного законодательства и защиты конкуренции носит публичный характер, а подача жалоб в ФАС России направлена не столько на защиту чьих-то частных интересов, сколько на обеспечение общего порядка и законности в этой сфере. Например, по этой причине ряд требований, имеющих публичный характер, вообще освобождены от уплаты госпошлины, например, требования об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности, действий, бездействий и постановлений судебных приставов-исполнителей и прочие. А ведь если следовать логике питерского УФАС, то такие требования тоже могут заявляться "профессионально"", — подчеркивает господин Шевченко.
Что касается размеров судебных госпошлин, то они варьируются от размера исковых требований, от характера требований (имущественные, неимущественные), от юрисдикции (арбитраж, общая юрисдикция) и от субъекта подачи (физическое, юридическое лицо). Так, отмечает господин Шевченко, госпошлина по требованиям в арбитражный суд не может превышать 200 тыс. рублей, в суд общей юрисдикции — не более 60 тыс. рублей, за требование неимущественного характера физические лица при подаче заявления в суд общей юрисдикции платят 300 рублей, организации — 6 тыс. рублей.
В Петербурге уже много лет наблюдается тенденция, когда крупные инфраструктурные конкурсы сопровождаются жалобами в ФАС и арбитражный суд, что существенно затягивает сроки строительства объектов. Считается, что из-за высокой конкуренции на рынке компании прибегают к услугам специальных организаций, которые уже от своего лица оспаривают результаты. В частности, компания "Спецстрой" Артура Данчарова стабильно подает жалобы на все городские инфраструктурные тендеры. В компании вчера отказались прокомментировать то, как меры, предложенные антимонопольщиками, скажутся на бизнесе. Впрочем, нередко жалобы поступают и от самих участников рынка.