Вывод без последствий
Потребители не хотят платить за выбывающие мощности
Крупные потребители выступают против концепции Минэнерго по закрытию неэффективных энергоблоков. По их мнению, стоимость вывода этих блоков ляжет на оптовый рынок электроэнергии, а контролировать весь процесс будут генерирующие компании, которые, как правило, не заинтересованы в быстром выводе блоков, так как получают за их работу дополнительную плату.
"Сообщество потребителей электроэнергии" выступило против принятия подготовленных Минэнерго поправок к закону "Об электроэнергетике", в которых описан порядок вывода из эксплуатации энергоблоков и проведения замещающих мероприятий. Такое письмо директор ассоциации Василий Киселев написал 5 февраля главе Минэнерго Александру Новаку. Вопрос о выводе избыточных энергоблоков должен был обсуждаться в понедельник на правительственной комиссии по электроэнергетике у вице-премьера Аркадия Дворковича, но обсуждение решили отложить.
Концепция Минэнерго призвана решить проблему вывода из эксплуатации неэффективных электростанций, необходимых для надежного энергоснабжения. Максимальная мощность таких объектов в период 2016-2019 годов составляет 8 ГВт, они получают повышенный тариф на мощность для компенсации нерыночных издержек (так называемые вынужденные генераторы). Проект Минэнерго предполагает, что, если "Системный оператор" запрещает вывод энергоблока, который дорог в эксплуатации, но нужен для надежности системы, собственник такого блока за свой счет разрабатывает схему, как его все-таки вывести: например предлагает построить дополнительные сети от других станций. Затем "Совет рынка" оценивает, что дешевле — продолжить эксплуатацию блока, несмотря на повышенный тариф вынужденного генератора, или закрыть его после строительства сетей. Если замещение дешевле длительной эксплуатации, ФАС устанавливает тариф на мощность, учитывающий эксплуатацию блока и дополнительные вложения в его замещение. Этот тариф оплачивают потребители оптового рынка. Для отключения станции от сети владелец блока обращается за технологическим отсоединением (новая услуга) в сетевую компанию и платит ей за строительство сетевой инфраструктуры, причем сетевая компания не вправе ему отказать. Если замещать станцию слишком дорого, то блок продолжает работать в вынужденном режиме, причем сроки получения вынужденного статуса более не ограничены (ранее — не больше двух лет).
Потребители оптового энергорынка больше всего страдают от доплаты за вынужденную генерацию, но не готовы дополнительно оплачивать ее закрытие. По мнению "Сообщества потребителей энергии", поправок к закону для закрытия таких энергоблоков вообще не требуется, а заинтересованный в выводе генератор не должен определять и контролировать замещающие мероприятия в сетях. Потребители уверены, что на практике собственникам зачастую выгоден тариф вынужденного генератора. Если отдать такому собственнику планирование процесса закрытия объекта и деньги на это, то он будет намеренно расширять перечень замещающих работ, увеличивая нагрузку на потребителей оптового рынка. Кроме того, потребители допускают "коррупционный фактор" в договоренностях с сетями, "Системным оператором" и подрядчиками. Потребители недовольны и тем, что поправки увеличивают полномочия "Системного оператора", он как минимум три раза согласовывает замещающие мероприятия, при этом ответственности за их выполнение не несет. По их мнению, планировать строительство сетей для замещения ненужных блоков должен не генератор, а сетевые компании и "Системный оператор", причем дополнительно оплачивать это не нужно — достаточно текущих тарифов на передачу (их рост ограничен 7% в 2016 году). В Минэнерго не стали комментировать претензии потребителей, в "Россетях" считают, что сети в случае вывода блоков должны строить сами генераторы.
Генерирующие компании в целом поддерживают предложенную концепцию вывода, заявил "Ъ" директор ассоциации "Совет производителей энергии" Игорь Миронов. Проект гарантирует компенсацию затрат на вывод, что стимулирует прекращение работы избыточной генерации, отмечает он. Но производители считают, что бессрочный статус вынужденного генератора — это фактически принуждение собственника и это требование не учитывает технических возможностей продления ресурса. Кроме того, генкомпании не хотят брать на себя ответственность за проектирование сетей для замещения энергоблоков — по их мнению, этим должен заниматься "Системный оператор", а его расходы учитываться при установлении тарифа.