Воронежский ВТБ недосчитался багажа
Банкротство «Трансаэро» уменьшило кредитный портфель филиала
Некогда крупнейшая частная авиакомпания России «Трансаэро» использовала заемные средства в том числе воронежского филиала ВТБ. Из-за банкротства перевозчика региональный кредитный портфель банка потерял приблизительно 9 млрд руб., рассказал вчера управляющий воронежским ВТБ Владимир Пенин. Без учета кредита разорившейся авиакомпании объем портфеля филиала показал положительную динамику, увеличившись на 15%.
Управляющий воронежским филиалом банка ВТБ Владимир Пенин вчера на пресс-конференции подводил итоги работы финорганизации в регионе за прошедший год. Как сообщил банкир, по итогам 2015-го кредитный портфель филиала составил 32,5 млрд руб. (годом ранее — 40 млрд руб.). Снижение показателя связано с передачей в головную структуру банка кредита обанкротившейся авиакомпании «Трансаэро», объяснил „Ъ“ господин Пенин. Выданные воронежским филиалом ныне разорившемуся перевозчику под госгарантии 9 млрд руб. были, рассказывал ранее управляющий, одним из крупнейших контрактов реготделения ВТБ в 2014 году.
Без учета займа «Трансаэро» кредитный портфель воронежского ВТБ за прошлый год увеличился на 15%. «Основной рост достигнут за счет финансирования клиентов среднего бизнеса, — объяснил Владимир Пенин. — К началу года кредитный портфель по этому сегменту достиг 16,8 млрд руб., увеличившись за 12 месяцев на 72%». Депозитный портфель филиала, сообщил банкир, составляет 19,3 млрд руб. — рост за год составил 4,5 млрд руб. В числе «важнейших» сделок 2015 года господин Пенин назвал два инвестиционных кредита по схеме проектного финансирования. Речь идет об открытии кредитной линии на 2,7 млрд руб. холдингу «Молвест» (основатель — депутат Госдумы Аркадий Пономарев) на строительство крупного молочного комплекса в Аннинском районе Воронежской области и о выделении линии на 1,4 млрд руб. ОАО «Лискимонтажконструкция», строящему в Лискинском районе завод высокопрочных труб.
Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта «Трансаэро» 26 октября 2015 года после внеплановой финансово-экономической проверки. Проводившая ее комиссия единогласно пришла к выводу, что «Трансаэро» больше не может обслуживать свои долги. На начало июня они составляли порядка 260 млрд руб., из них 85 млрд руб. приходилось на долг перед банками: самым крупным кредитором — ВТБ (12,7 млрд руб.), Сбербанком, МКБ, Новикомбанком, Россельхозбанком, Промсвязьбанком, МФК-банком, Альфа-банком, Абсолют-банком, МТС-банком и другими. В октябре Сбербанк обратился в суд с иском о банкротстве перевозчика. Суд признал обоснованным долг в 402 млн руб. и ввел процедуру наблюдения на полгода. Ходатайство о включении требований в реестр кредиторов также подали ВТБ и Альфа-банк. При этом часть кредитов ВТБ, выданных (не воронежским филиалом) прекратившей работу компании, не обеспечена госгарантиями.
Воронежский филиал выступал исполняющим подразделением по сделке с ВТБ, поясняли в начале прошлого года в банке: «История успешного сотрудничества авиакомпании с финорганизацией насчитывает более восьми лет». Тогдашний гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова рассчитывала вложить заемные 9 млрд руб. в «реализацию комплексной программы оптимизации и повышения эффективности всей деятельности компании».