Минобрнауки разбирается в техникумах
Ведомство приступает к оценке качества профессионального образования
Вслед за мониторингом эффективности вузов Минобрнауки собирается ввести глобальную проверку профессионального образования. Уже в этом году ведомство проинспектирует качество подготовки во всех колледжах и техникумах России. Если неэффективные вузы министерство обычно закрывает, с результатами проверки профессиональных училищ планируется поступить иначе: чиновники подготовят рейтинг образовательных учреждений.
Впервые о необходимости оценить уровень средних профессиональных учебных заведений заявила вице-премьер Ольга Голодец в октябре 2015 года: "Давайте попробуем составить рейтинг таких учреждений по всей России, тогда мы увидим лидеров и нелидеров".
Вчера в пресс-службе Минобрнауки сообщили "Ъ", что ведомство "проработало вопрос о подготовке рейтинга профессиональных образовательных организаций". До конца 2016 года чиновники проведут мониторинг качества подготовки кадров во всех колледжах и техникумах страны. Эффективность будет оцениваться по нескольким критериям: условия образовательной деятельности, инфраструктура, кадровый потенциал, трудоустройство выпускников, а также "соответствие профессиональных умений студентов современным требованиям". Получить баллы за последний пункт можно будет, приняв участие в различных профессиональных соревнованиях. В качестве примера в ведомстве особо отметили национальный чемпионат "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia).
Напомним, с 2012 года Минобрнауки ежегодно проводит мониторинг эффективности вузов, которые оценивают по схожим критериям. Учебные заведения, которые показывают низкие результаты, чаще всего закрывают или сливают с более успешными. Таким способом чиновники пытаются решить проблему переизбытка вузов в стране, многие из них, говорят в образовательном ведомстве, не дают качественного образования.
Однако со средними специальными учебными заведениями ситуация обратная: их в стране явно не хватает, а в существующие мало кто идет учиться из-за непрестижности по сравнению с высшим образованием. Поэтому закрывать отстающие не планируется — вместо этого мониторинг призван выявить лучших. Результаты будут размещены в интернете, что "обеспечит возможность использования данных для составления рейтинга независимыми рейтинговыми агентствами и другими заинтересованными участниками сферы образования", говорят в пресс-службе Минобрнауки.
Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин считает, что рейтинг — "инструмент анализа проблем и поиска путей их решения", прежде всего для самих участников. Но он призывает ответственно подойти к разработке критериев: по его мнению, работодателя интересуют компетенции выпускника, а не "лучший кабинет учреждения". "Я как директор заинтересован в появлении такого рейтинга, он поможет учебным заведениям строить работу, не отрываясь от реальной ситуации во внешней среде,— сообщил "Ъ" господин Демин.— Но для этого оценка системы образования должна находиться вне этой системы, быть внешней".
С таким подходом согласны и работодатели. Председатель комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП Анатолий Карачинский в целом положительно оценил инициативу Минобрнауки: "Объективный рейтинг показывает, где хорошо, где плохо, и если люди, которые отвечают за развитие среды, будут пытаться сделать лучше, это разумно". Но, по его мнению, на данном этапе рейтинг будет полезнее абитуриентам, чем работодателям.