Введение системы all inclusive не сможет вернуть российских туристов в Италию, полагают эксперты. В среду стало известно, что власти региона Эмилия-Романья, где расположен один из самых популярных курортных городов Римини, намерены перевести местные отели на систему «все включено». Рассчитано специально на туристов из России. Отельерам придется поменять структуру организации питания, увеличить количество баров, пересмотреть объемы и ассортимент закупок и нанять аниматоров. Окупить эти затраты в условиях итальянской туриндустрии почти невозможно. Подробности — у Светланы Беловой.
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото
Италия пытается выбраться из списка туристических аутсайдеров. Лето прошлого года — высокий сезон — показало падение турпотока из России на 20%, а где-то — и на 40%. Больше всего просели Милан, Венеция, Рим и Верона. Русскоязычные гиды остались без работы, сообщила экскурсовод из Рима Татьяна Шуляк.
«У меня было каждую неделю шесть экскурсий, шесть групп, но при этом было параллельных 12 групп и в каждой по 50-60 человек. А теперь ни одной группы буквально не набирается. Поток туристов, конечно, несравнимо просел, процентов на 70», — рассказала Шуляк.
Россиян решили привлечь излюбленным развлечением — шведский стол в системе all inclusive. Провинция Эмилия-Романья готова перевести свои отели на новую схему и предложить концепцию курортов для всесезонного отдыха на море. Однако эксперимент итальянцев может стать для них же разорительным. В Италию туристы приезжают не за тем, чтобы быть привязанными к своей гостиничной столовой и пляжу. Кроме того, и проходимость в европейских отелях с египетской не сравнится. Чтобы окупить all inclusive, отель должен иметь несколько сотен номеров, пояснил вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Сергей Колесников.
«"Все включено" характерно для тех мест, где инфраструктурно человек приехал в пятизвездочный отель, а уровень инфраструктуры внутри города как таковой отсутствует: "страшно выйти", по-русски, скажем так. Второе — это возможно только при большом отеле. Когда большая проходимость, большое количество людей, это позволяет в большом котле все готовить. Вторичная переработка, возможность то, что не доели на завтрак, пустить во вторую переработку, сделать из него какое-то другое блюдо и так далее», — отметил Колесников.
Несколько лет назад Греция также стала переводить свои отели на систему all inclusive. Однако вскоре стало понятно, что эксперимент, хоть и привлекает больше гостей, но в итоге оказывается убыточным для принимающей страны. Туристы ограничиваются трапезами в отеле, развлечения им также доставляют на место. Окрестные магазины, сувенирные лавки и таверны остались без прибыли. Россияне, кстати, считаются самыми щедрыми туристами. В среднем они оставляют в европейском туре €165. Это вдвое больше, чем тратят гости из других стран. В прошлом году о переходе на систему «все включено» заявил и Израиль. Предполагалось, что такие отели будут работать специально на русский контингент и только на курортах Эйлата и Мертвого моря. Однако программа до сих пор не заработала. Израилю для начала придется реформировать всю туристическую индустрию практически с азов, отметил корреспондент Девятого канала израильского телевидения специально для «Коммерсантъ FM» Борис Штерн.
«Тут есть объективная проблема: в Израиле не существует классификации гостиниц, как в Европе, например, по звездам — ее только сейчас вводят. За основу взята австрийская модель. В ближайшее время, когда все это завершится, тогда эту систему введут по полной программе. Действительно возлагают очень большие надежды на российских туристов», — сообщил Штерн.
Несмотря на борьбу за кошелек российского туриста, восстановить прежние турпотоки удастся не скоро. И от привлекательности той или иной страны это не зависит, отметил президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин.
«Вряд ли они смогут давать такие цены, как давали Турция и Египет. В сегодняшней ситуации, когда соотношение рубля и евро потрясает воображение, перспектива на ближайшие год-два — однозначно нет», — считает Ламшин.
Игроки туристического рынка отмечают, что сократились потоки не только в дорогие страны Европы или Израиль, но даже по традиционно бюджетным направлениям — Таиланд, например. Королевство в прошлом году потеряло 45% гостей. Если в 2014 году Россия была на четвертом месте по посещаемости, то теперь скатилась на девятое.