Юрий Трутнев перешел к «Рубикону»
От строителей моста в Китай требуют жесткого графика
В ходе визита в ЕАО Юрий Трутнев потребовал привести строительство русской части моста через Амур в Китай к жесткому графику, и связал проволочки в реализуемом с 2013 года проекте с «субъективными факторами». В настоящий момент выбрана проектная организация и генподрядчик, но договоры с ними могут быть подписаны лишь к марту. В компании-заказчике стройки, ООО «Рубикон», поясняют, что готовы возобновить прерванные на зиму подготовительные работы еще до подписания официальных документов. В РЖД, чья дочерняя структура будет строить сам мост, ждут начала открытия движения в 2017 году.
Вице-премьер Юрий Трутнев во время визита в Еврейскую автономную область раскритиковал темпы строительства моста через Амур. «Мне нужен совершенно жесткий график, когда и что происходит»,— заявил он. Напомним, договор о совместном проекте мостового перехода Нижнеленинское—Тунцзян между Россией и КНР был подписан летом 2013 года. Китай начал возведение своей части моста в феврале 2014 года. Российская сторона долго не могла определиться с финансированием проекта и организацией стройки. В июле прошлого года премьер Дмитрий Медведев поручил начать активную фазу строительства российской половины железнодорожного моста.
После подключения в этом году АО «Фонд развития Дальнего Востока», согласившегося выделить 2,5 млрд руб. на стройку, было объявлено, что мост будет сдан в 2016 году. Заказчиком работ является ООО «Рубикон», ранее принадлежавшее горнодобывающей группе IRC, а затем приобретенное в собственность Российско-Китайского инвестиционного фонда. В конце 2015 года после совещания в Минтрансе было решено привлечь в качестве генподрядчика ОАО «РЖДстрой», с которым в марте планируется подписание договора генподряда. Рабочую документацию будет разрабатывать ОАО «Институт Гипростроймост», договор с которым, однако, тоже пока не подписан.
Как заявил вчера Юрий Трутнев, причины проволочек носят в основном, субъективный характер, а позиция участвующих в финансировании стройки инвестиционных фондов, «до сих пор была не очень конструктивной». По его словам, сейчас необходимо оперативно подготовить документы для подписания соглашений и выходить на стадию строительства. «Что касается позиции фондов, с ними не надо торговаться, они у нас относятся к государству российскому, замкнуты на Внешэкономбанк, являющийся на сто процентов собственностью Российской Федерации. И строить объект будет Российская Федерация, поэтому добьемся согласованности. Единственное, что не должно быть, это необоснованного завышения стоимости работ. Лишних денег нет, поэтому надо точно провести исследования, если возникнет, какой-то новый объем работы, будем обсуждать отдельно. Сейчас нужно засучить рукава и двигаться быстрее»,— сказал вице-премьер.
По данным генерального директора ООО «Рубикон» Дмитрия Астафьева, китайской стороной возведены 17 опор, установлены 16 пролетов, в целом общая протяженность объекта составляет 1,76 км. Возвести четыре опоры и смонтировать три пролета предстоит российской стороне, ее часть моста составит около 310 м. Стоимость российской части проекта — порядка 9 млрд руб., из них на сам мост приходится 4 млрд руб., остальное – это обустройство подъездной инфраструктуры. Дмитрий Астафьев сообщил, что с сентября 2015 года ООО «Рубикон» осуществляет подготовительные работы по добыче строительного камня для отсыпки временных автомобильных дорог, стройплощадки, железнодорожных насыпей на подходах к мосту. Приостановленные на зиму подготовительные работы ООО «Рубикон» готово продолжить еще до заключения договора с генеральным подрядчиком, сказал глава компании.
По мнению губернатора Еврейской автономной области Александра Левинталя, строительство моста позволило бы ЕАО реализовать свой транзитный потенциал, создать логистический центр, который объединит потоки товаров через российско-китайскую границу, а также между соседними субъектами ДФО. В Нижнеленинском также планируется создание территории опережающего развития. Сейчас товарообмен идет через одноименный речной пункт пропуска. По словам заместителя генерального директора ООО «Речной пункт пропуска „Нижнеленинское“» Игоря Кузьменко, в 2015 году объем грузоперевозок составил 89,1 тыс. т. При этом пропускная способность моста оценивается в 21 млн т. Основной физический объем грузов составит железорудный концентрат с предприятий IRC, входящей в Petropavlovsk и добывающей около 1 млн т руды в год. При этом перспективные объемы одного только Кимкано-Сутарского ГОКа составляют 3,2 млн т концентрата в год. Проекты компании сдерживаются как низкими ценами на руду, так и отсутствием короткого плеча поставок в Китай.
«Переход Нижнеленинское—Тунцзян создается не только для ГОКа. Промышленность на северо-востоке КНР активно развивается, так что по мосту, вероятно, пойдет не только железная руда. И мы должны быть готовы к перспективным объемам»,— пояснили в управлении Дальневосточной железной дороги. На ДВЖД ожидают начала движения поездов по мосту в 2017 году. Для освоения перспективных перевозок будет реконструирована однопутная неэлектрифицированная линия Биробиджан—Ленинск протяженностью 121 км. Кроме того, в настоящее время продолжается реконструкция станции Известковая, которая будет обслуживать Кимкано-Сутарский ГОК. Реализация всех этапов развития железнодорожной инфраструктуры рассчитана до 2018 года, а общий объем капвложений оценивается более чем в 6,7 млрд руб. Ожидаемый объем перевозок на данном направлении после завершения строительства моста и реконструкции участка к 2020 году может составить 5,2 млн т, к 2025 году — 7,7 млн т.