Свердловская область стала не винной
В регионе прекратил работу единственный завод по производству алкоголя
Екатеринбургский виншампанкомбинат (ЕВШК) аннулировал свои лицензии на производство алкоголя. Таким образом, в регионе прекратил работу последний завод алкогольной продукции. На предприятии закрытие не комментируют, однако, по сведениям „Ъ”, это произошло в связи с нерентабельностью производства. Эксперты подчеркивают, что к закрытию предприятие могли подтолкнуть неблагоприятные рыночные условия и последовательно ужесточающееся регулирование алкогольного рынка.
Как рассказала „Ъ” заместитель руководителя Росалкогольрегулирования по УрФО Анна Рябикова, 3 февраля 2016 года ведомство удовлетворило заявление ЗАО «Екатеринбургский виншампанкомбинат» (единственный завод по производству алкоголя) об аннулировании четырех лицензий. «Лицензии были отозваны на производство спиртных напитков (водка, ликероводочные изделия и коньяк), игристых и шампанских вин, а также винных напитков без добавления этилового спирта», — отметили в ведомстве. Сроки действия трех лицензий завода заканчивались в октябре 2018 года, еще одной — в марте 2019 года. Госпожа Рябикова добавила, что лицензии были продлены в 2013 году, и с того времени претензий у надзорного органа к работе предприятия не было.
ЕВШК был основан в 1934 году. Сначала он выпускал сухие вина, с 1969 года начал производство шампанских вин, в том числе «Советского шампанского» (до 2005 года), впоследствии — «Российского шампанского». Также выпускал различные марки водки. Сейчас 100% акций завода принадлежит московской ОАО «ТК „Алко-трейд”». Уставный капитал составляет 100 млн руб.
На ЕВШК комментировать ситуацию отказались до понедельника. Также отказались от комментариев и в ОАО «ТК „Алко-трейд”». Ранее сообщалось, что в марте 2016 года на комбинате планировалось сократить 121 сотрудника в связи с уменьшением объемов продаж. Стоит отметить, что за 2015 год в арбитражные суды к компании было подано шесть исков, из которых производство по двум было прекращено, оставшиеся четыре еще рассматриваются. При этом за три предыдущих года с исками к заводу обращались всего четыре раза.
По словам министра сельского хозяйства Свердловской области Михаила Копытова, московские собственники завода уведомили власти о закрытии производства в связи с его нерентабельностью. По данным минсельхоза, в 2015 году завод произвел 242,2 тыс. декалитров продукции, что составляет примерно 81% от объема производства предыдущего года. Из них игристых вин — 110,9 тыс. декалитров, водки и ЛВИ — 110,7 тыс. декалитров, винных напитков — 20,6 тыс. декалитров.
Стоит отметить, что в феврале 2015 года от планов по выпуску вина и попыток получить лицензию (отсутствовала с 2011 года) отказались на еще одном уральском предприятии — Среднеуральском винзаводе (СУВЗ). Собственники переформатировали его в логистический центр, после чего ЕВШК остался единственным в регионе производителем вин и крепкого алкоголя.
Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз отмечает, что закрытие ЕВШК укладывается в госполитику, которая направлена на сокращение предприятий алкогольной отрасли — с 2007 года их количество сократилось с 270 до 110. По его словам, ежегодно в этой сфере работать легально становится сложнее из-за последовательного ужесточения регулирования рынка, а сейчас ситуацию осложнили ухудшающиеся экономические условия. «Государство, конечно, поддерживает винодельческий сектор, однако у ЕВШК нет своих виноградников, поэтому к его уходу органы отнеслись спокойно», — считает он. По его словам, в последние годы доля ЕВШК на местном рынке сокращалась, в том числе из-за высокой конкуренции с такими производителями, как «Абрау Дюрсо» и Дербентский завод игристых вин, доля каждого из которых на российском рынке превышает 10%.