СУЭК отыгралась на слабом рубле
Девальвация компенсировала падение цен на уголь
СУЭК Андрея Мельниченко, крупнейший угольный производитель в России, из-за падения цен на энергоуголь снизила выручку в 2015 году на 20% — до $4 млрд, раскрыло Moody's. Но компанию, как и других игроков отрасли, поддержала девальвация рубля, позволившая сохранить рентабельность на уровне 25%. Этот год будет тяжелее из-за роста затрат и сокращения спроса в мире, а резкого повышения цен не предвидится.
Консолидированная выручка крупнейшей российской угольной компании, СУЭК Андрея Мельниченко, составила в 2015 году $4,1 млрд против $5,1 млрд годом ранее (падение на 20%), а скорректированный показатель EBITDA сократился на 17%, до $1 млрд (маржа по нему — 24,9%, на уровне 2014 года), сообщило агентство Moody's в кредитном обзоре компании. Это объясняется двукратным падением глобальных цен на энергоуголь, до $46/т в январе 2016 года против $80-90/т в январе 2014 года. При этом себестоимость добычи у СУЭК составила $11/т, перевозка к портам по железной дороге — $19/т, перевалка — $4/т и фрахт — 10/т, отмечается в обзоре. Сама компания раскрывала, что в 2015 году добыла 97,8 млн т угля, продала — 101 млн (46,9 млн т — на экспорт). В СУЭК "Ъ" пояснили, что предоставили Moody's лишь цифру по выручке в 2015 году, остальные расчеты агентство делало исходя из своей финансовой модели бизнеса компании.
Источник "Ъ", близкий к крупной угольной компании Кузбасса, говорит, что средняя себестоимость добычи в регионе в 2015 году составляла 1-1,2 тыс. руб. на тонну ($16-20), еще до 1,4 тыс. руб. на тонну ($23) стоила транспортировка до портов. Но, возможно, общие затраты СУЭК размываются активами с более низкой себестоимостью добычи и перевозки, допускает он. Основные добывающие активы СУЭК расположены в Кемеровской области, но в отчете СУЭК за 2014 год указывалось, что ряд бурятских и приморских активов компании позволяли ей сэкономить $2-12/т на транспорте.
СУЭК лидирует на российском рынке энергоуглей — ее доля в 2014 году составляла 38%, еще по 8% было у УГМК (владеет "Кузбассразрезуглем"), En+ ("Востсибуголь") и "Русского угля", по 3% — у "Мечела" и "СДС-Угля". Эти компании официальные финансовые результаты за год пока не раскрыли. Но год назад управляющий директор угольного бизнеса En+ Евгений Мастернак говорил "Ъ", что благодаря девальвации рубля рентабельность экспортных продаж энергоугля доходит до 30%. Также он отмечал, что девальвационный эффект пройдет и вопрос сокращения издержек станет "вопросом выживания" для отрасли. По ноябрьскому прогнозу WoodMackenzie, стоимость энергоугля на уровне $55-63/т сохранится до 2018 года. При этом глобальный спрос на уголь, прежде всего в Китае, будет сокращаться, что неминуемо приведет к закрытию неэффективных мощностей, говорит один из угольщиков. В этом году российские игроки будут "находиться на грани рентабельности", уверен он. В Moody's более оптимистичны: маржа СУЭК по EBIT (прибыль до вычета процентов и налогов) в ближайшие год-полтора будет 13-16%, даже выше, чем в 2015 году (10%), полагает агентство, полагает агентство, но в январе рейтинг СУЭК был поставлен на пересмотр в сторону понижения наряду с рейтингами других компаний отрасли.