Банки начинают работать по шариату
Но в рамках российского законодательства
Первый в России банковский центр, работающий на принципах исламского банкинга, откроется в Казани в марте на базе филиалов Татагропромбанка. Правовых основ для банкинга по нормам шариата, запрещающим использование ссудного процента, в России пока нет, поэтому операторам пилотного проекта предстоит решать эту проблему на ходу. При этом Банк России пока только "изучает возможности развития альтернативного банкинга".
Об открытии во второй половине марта первого в России Центра партнерского банкинга, работа которого будет построена на исламских принципах, сообщила вчера пресс-служба Татфондбанка. "Центр партнерского банкинга будет работать в статусе филиала Татагропромбанка с отдельным корреспондентским счетом в Банке России",— сообщили в пресс-службе Татфондбанка. Несмотря на то что общих акционеров нет, банки относят к одной неформальной банковской группе.
На официальном сайте Татагропромбанка исламскому банкингу посвящен отдельный раздел. Как следует из информации на сайте, обслуживанием в рамках исламского банкинга будут заниматься специализированные филиалы, при этом особо подчеркивается, что "исламский филиал не выдает кредиты, не принимает депозиты с выплатой ссудных процентов". В рамках исламского банкинга клиентам будут доступны услуги расчетно-кассового обслуживания, обмена валют, лизинга и торгового финансирования, каждая из них будет предоставлена с соблюдением норм шариата.
Помимо банков Татарстана участие в этом проекте может принять и арабский банк. "В ближайшее время ожидается завершение процедуры подписания Татфондбанком и Исламским банком развития меморандума о взаимопонимании, в том числе в целях создания в Татарстане совместного предприятия, деятельность которого будет направлена на развитие партнерских финансовых услуг",— отметили в Татфондбанке. В Исламском банке развития (Саудовская Аравия) на запрос "Ъ" вчера не ответили. Отметим, интерес к развитию в России проектов исламского банкинга ранее также проявляли арабские Al Baraka и Al Shamal (см. "Ъ" от 10 марта 2015 года).
Основное отличие исламского банкинга — запрет предоставлять средства под проценты. Поэтому большинство исламских банковских инструментов предусматривает продажу товаров в рассрочку по завышенной цене. Продав приобретенный таким образом товар, клиент банка получает живые деньги. Однако в основе российской банковской системы лежит возвратность и платность предоставленных денежных средств, заниматься торговой деятельностью (за исключением покупки-продажи драгметаллов) российским банкам запрещено. Каким образом будет решен вопрос противоречий норм исламского банкинга российскому законодательству, в Татфондбанке не поясняют, отмечая только, что центр партнерского банкинга "будет осуществлять свою деятельность исключительно в рамках законодательства РФ".
Как отмечают эксперты, ключевая задача российских банков — решить проблему фондирования. "В условиях санкций возможности внешних заимствований на западных рынках ограничены, кредиты в Китае дороги. Привлечение финансирования от исламских банков — важнейшая задача, которая многократно обсуждалась на совещаниях с представителями ЦБ",— отмечает руководитель аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева. По ее словам, работать на принципах исламского банкинга по части продуктов можно и в рамках российского законодательства. "Если пилотный проект окажется успешным, для внедрения этого опыта достаточно будет инструкций ЦБ",— считает госпожа Артемьева. В самом ЦБ вчера заявили, что только изучают "возможности развития альтернативного банкинга в России".