«Тамбовского волка» хотят окультурить
Местное отделение ОНФ добивается присвоения бренду официального статуса
Активисты тамбовского регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) предложили присвоить бренду «тамбовский волк» статус объекта нематериального культурного наследия страны. «Фронтовиков» обеспокоила регистрация исключительного права на товарный знак одним из местных производителей сувениров, который затем обратился в суд и потребовал взыскать со своих конкурентов компенсацию. Тамбовское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) признало предпринимателя нарушившим законодательство. Но в ОНФ считают, что «тамбовский волк» остается в опасности.
Инициативу о включении бренда «тамбовский волк» в электронный каталог объектов нематериального культурного наследия страны «фронтовики» озвучили на расширенном заседании региональной рабочей группы «Честная и эффективная экономика». Как следует из вчерашнего сообщения ОНФ, на мероприятии присутствовали также представители ФАС, местного бизнес-сообщества, юристы и филологи. По мнению активистов, регистрация товарного знака возможна, «если в него вложены результаты интеллектуальной деятельности определенного лица или группы конкретных лиц» (чем и обладает фразеологизм «тамбовский волк»), но «как фольклорный элемент, не имеющий конкретного автора». В ходе заседания «фронтовики» выразили намерение обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с требованием прекратить правовую охрану бренда. По мнению руководителя группы «Честная и эффективная экономика» Ирины Тен, дискуссии вокруг бренда будут продолжаться до тех пор, пока он не получит статус объекта культурного наследия.
«Тамбовский волк» является персонажем местного фольклора, а также широко распространенным устойчивым выражением, используемым в качестве товарного знака у многих производителей. С начала 2000-х годов местные предприятия производят под этим брендом водку (ОАО «Талвис»), пиво (ООО «Рассказовский пивзавод»), сигареты (ОАО «Моршанская табачная фабрика») и конфеты (ОАО «Кондитерская фирма “ТАКФ”»). В начале 2003 года эти предприятия совместно с Тамбовской областной торгово-промышленной палатой (ТПП) учредили фонд «Тамбовский волк», в задачи которого входило продвижение одноименного бренда на рынке страны. В 2008 году фонд был ликвидирован. Несколько лет назад тамбовский индивидуальный предприниматель Николай Хомутов, занимающийся продажей сувениров, зарегистрировал на себя бренд «тамбовский волк». После этого он попытался добиться компенсации с других предпринимателей за незаконное использование товарного знака. Те, в свою очередь, обратились с жалобами в региональное управление ФАС, которое вынесло решение о признании ИП Хомутова нарушившим антимонопольное законодательство и оштрафовало его на 12 тыс. руб. Предприниматель пытается обжаловать решение антимонопольщиков в Тамбовском арбитраже.
В УФАС вчера официально не комментировали инициативу ОНФ. Источник „Ъ“ в ведомстве пояснил, что принятое в отношении ИП Хомутова решение практически не запрещает иным бизнесменам предпринимать попытки регистрации прав на бренд.
Партнер юридической компании «Центральный округ» Дмитрий Просвирин согласен с тем, что решение ФАС дает возможность рассмотрения в Роспатенте вопроса о недействительности предоставленной правовой охраны товарному знаку «тамбовский волк»: «Примечательно, что в Роспатенте с иными классами МКТУ зарегистрировано еще как минимум 17 товарных знаков “тамбовский волк”. Их правообладатели также имеют высокие риски попасть под проверку».