Папа римский Франциск и патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретятся впервые в истории. Переговоры между духовными лидерами пройдут сегодня в аэропорту Гаваны. Папа и патриарх уже согласовали текст декларации, которую они примут по итогам встречи. Одной из главных ее тем, как ожидается, станут права христиан в Африке и на Ближнем Востоке, сообщил руководитель представительства агентства ТАСС в Риме и Ватикане Алексей Букалов.
Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ / купить фото
«Это уже называется историческим событием. Один из объявленных главных кризисов в повестке дня — это защита христиан, которые подвергаются насилию во многих районах Земли, в том числе на Ближнем Востоке. И на этой встрече, возможно, будет присутствовать председатель госсовета Республики Кубы Рауль Кастро. Республика Куба приняла очень большое участие в организации этой встречи: известно, что Рауль Кастро челночно ездил между Москвой и Римом и согласовывал переговоры», — пояснил Букалов.
Накануне переговоров патриарха Кирилла и папы римского Франциска интервью газете «Коммерсантъ» дал митрополит Волоколамский Иларион, который занимался организацией встречи со стороны РПЦ. Он рассказал о том, почему ее местом была выбрана Куба, а также об ожиданиях от переговоров.
Встреча лидеров католической и православной церквей планировалась годами, но лишь тревожная ситуация с гонениями на христиан послужила толчком к ее проведению, отметил историк-ватиканист Алексей Юдин.
«О встрече говорили очень давно — и в понтификат Павла I, и в патриаршество Алексия II. Во многом это как-то перестраивает, наверное, систему отношений между православным миром и католической церковью. И та, и другая церковь уже заявляли о своей озабоченности христианофобией в мире, и здесь, безусловно, эти позиции сходятся. Если в нулевые годы был компромиссный вариант — бесконфликтные темы для общего обсуждения, но пока не говорилось о схождении интересов, то в нашем случае уже в перспективе будущей встречи это ясные общие темы», — уверен Юдин.
Раскол единой христианской церкви произошел в 1054 году. Выдвинутые тогда церквями взаимные анафемы были сняты лишь в 1965 году.