«Талисманы часто бывают замешаны в скандалах»
Названы три возможных символа футбольного ЧМ-2018
Талисманом чемпионата мира по футболу 2018 года станет животное. Оргкомитет турнира огласили шорт-лист претендентов: тигр, волк и кот. Победителя назовут осенью. К кандидату на титул талисмана чемпионата предъявляется несколько требований: он должен быть оптимистичным, эстетически выдержанным и отражать образ страны-хозяйки мундиаля. Кроме того, персонаж должен стоять на ногах. Или лапах. Подробности — у Светланы Беловой.
Авторы персонажей, вошедших в финал конкурса, поясняли свой выбор: тигр сильный, вызывает уважение; волк напрасно считается отрицательным героем, он злой только когда голодный. Приручив волка, человек получил верного друга — собаку. Ну а кот — котиков все любят. Мурзик для чемпионата будет похож на котенка Гав из мультфильма.
Впервые собственный талисман у первенства мира по футболу появился в 1966 году. Тогда игры проходили в Великобритании, и главным символом стал львенок Вилли, одетый в майку цветов британского флага. Потом у мексиканцев был мальчик Хуанито в сомбреро. У немцев — два парня Тип и Топ в карикатурном изображении. Аргентинцы в 1978-ом выбрали талисманом мальчика Гаучито. Испанцы доверили представлять свой чемпионат апельсину в шортах. Мексика 1986-го запомнилась изображением острого перчика с пышными усами и тем, что этот талисман стал последним различимым по половому признаку.
Дальше пошли вариации на тему животных: щенок, петух, лев, леопард и броненосец. Единственным исключением стал чемпионат в Японии и Южной Корее 2002 года. Азиаты создали трех бесполых персонажей, похожих на инопланетян из жевательного мармелада. Сегодня в международном спорте приходится быть максимально осмотрительным и толерантным, чтобы не заподозрили в каком-нибудь из видов дискриминации, пояснил главный редактор портала Championat.com Самвел Авакян.
«Если делать человеческие образы, наверняка возникнут вопросы о равноправии — и пол этого представителя, все остальное неверное, — проще, конечно же, ассоциировать с каким-то животным, характеризующим образ страны. У многих иностранцев образ России связан с медведем — сильным зверем, который может и защитить себя, и, если нужно, пойти в атаку», — пояснил Авакян.
Кто станет талисманом российского чемпионата — кот, тигр или волк, — будет объявлено в октябре. Этот персонаж станет самым часто используемым элементом официальной символики. Обычно страны-хозяйки больших спортивных событий зарабатывают на продаже сувенирной продукции даже больше, чем вложили в подготовку чемпионата. Например, в 2010 году ЮАР потратила €3,5 млрд, а получила €5 млрд. Только вувузел было продано около 1 млн штук, на них производитель заработал €10 млн. Майки, бейсболки, кружки, игрушки и прочие сувениры — самый востребованный у фанатов товар, сообщил один из лидеров фанатского движения ЦСКА Александр.
«Если это какие-то безделушки, то нет, абсолютно недорого. Талисманчик обычно стоит €1-2, если фейковый мячик, ну, может, €5. Если это оригинальная продукция, она, конечно, будет в разы дороже», — объяснил Александр.
Талисманы, кстати, часто бывают замешаны в скандалах. Например, организаторы чемпионата мира по футболу 2006 года очень обидели немцев. Во-первых, страна не поняла, почему символом ФРГ стал лев, а во-вторых, почему, собственно, у него из одежды только короткая маечка. 85% жителей Германии высказались против такого талисмана. Африканский чемпионат запомнился болельщикам необычным сувениром — куклой вуду. Правда, этот персонаж не был в числе официальных символов, но очень колоритный. За €10 можно было купить куклу, олицетворяющую любого из игроков национальных сборных. В комплекте с игрушкой продавались иголки и инструкция, как выбить футболиста из игры. Самым продаваемой стала кукла Марадоны. Бразильцы раскупили вуду главного тренера аргентинцев, вечных противников сборной Бразилии.