«Донавиа» срезают крылья

Авиакомпания будет ликвидирована в мае

Ростовский филиал объединенной АК «Россия» начнет работу в конце апреля, а с начала мая будет запущен процесс ликвидации «Донавиа». Из десяти ее самолетов в Ростове останутся три, остальные суда перебазируют в Санкт-Петербург. Оптимизация затронет и персонал — из работающих сейчас в «Донавиа» 780 человек в ростовском филиале трудоустроят только 150. Эксперт говорит, что желание «Аэрофлота» оптимизировать расходы понятно в ситуации с падающем рынком, который, несмотря на рост внутреннего пассажиропотока, показывает отрицательную маржу.

«Донавиа» не долетит до конца весны.

Фото: Василий Дерюгин, Коммерсантъ

О подробностях реорганизации ростовской «дочки» «Аэрофлота» — АО «Донавиа» — в составе объединенной авиакомпании вместе с «Россией» (Санкт-Петербург) и «Оренбургскими авиалиниями» рассказал вчера председатель совета директоров «Донавиа» и объединенной авиакомпании «Россия» Вадим Зингман. По его словам, решение о слиянии трех дочерних структур «Аэрофлот» принял в конце 2015 года. «До этого мы (в «Аэрофлоте».— „Ъ“) смотрели на управление парками, просчитывали возможности оптимизации»,— рассказал господин Зингман.

Ростовский филиал «России» планируется создать к концу апреля, а в начале мая должен начаться процесс ликвидации «Донавиа», рассказал господин Зингман. Головной офис объединенной компании, который будет определять политику и стратегию объединенной авиакомпании, расположится в Санкт-Петербурге. Там же будет сконцентрирован основной парк судов. В «Донавиа» сегодня есть десять самолетов Airbus A319, после реорганизации в Ростове останутся три, остальные в конце апреля отправят в Санкт-Петербург. «Оптимизация» затронет и персонал. В «Донавиа» сейчас работает около 780 человек, из них в ростовском филиале объединенной «России» останутся только 150. Еще 450 сотрудникам — пилотам, бортпроводникам и прочим производственным специалистам — будет предложен перевод в Петербург и в Москву. Вадим Зингман заверил, что все готовые к переходу специалисты будут обеспечены рабочими местами. Оставшиеся 180 человек остаются «вне контура гарантированного трудоустройства», сказал он, отметив, что о «сокращении вопрос не стоит». «Вакансии есть, но людям придется приложить активные усилия»,— отметил господин Зингман. Войдет ли в состав управленцев АК «Россия» кто-либо из топ-менеджеров «Донавиа», в компании не знают.

За ростовским филиалом «России» останутся прямые полеты в Москву, Санкт-Петербург, Симферополь и Тель-Авив. Три прямых заграничных рейса — в Стамбул, Ташкент и Ереван — будут закрыты. «Каждый из них генерировал серьезный убыток, основной разлет будет через Москву и Петербург»,— пояснил Вадим Зингман. По расчетам «Аэрофлота», объединенная «Россия» будет перевозить порядка 10 млн пассажиров в год и должна стать вторым по величине перевозчиком в стране. Вадим Зингман отметил, что новая схема базирования судов и направлений рассчитана под летнее расписание 2016 года и в будущем может меняться.

Представитель аэропорта Ростова-на-Дону (входит в «Аэропорты регионов») говорит, что не ожидает существенных изменений в бизнесе в связи с закрытием «Донавиа», отмечая, что компания уже фактически летает только по тем четырем направлениям, которые останутся за ростовским филиалом «России».

Сейчас «Донавиа» является крупнейшей авиакомпанией ЮФО, действующим членом IATA, включена в реестр операторов IOSA. По итогам 2014 года перевезла более 1,7 млн пассажиров, показав рост пассажиропотока почти на 30%. Итоги 2015 года в компании пока не подвели, сообщил Вадим Зингман. Выручка, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», по итогам первого квартала 2015 года — 2,4 млрд руб., чистый убыток — 108,7 млн руб.

Оптимизация расходов в условиях падающего рынка — логичный шаг для «Аэрофлота», говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его данным, несмотря на рост внутреннего пассажиропотока в 2015 году, рынок авиаперевозок показывает отрицательную маржу. «Если самолет стоит — это огромные убытки, если летает — убытки чуть меньше»,— рассуждает эксперт. В такой ситуации сокращения штата были неизбежны, уверен он. Ждать открытия новых прямых направлений из Ростова сейчас также не стоит, говорит господин Борисов.

Анатолий Костырев

Вся лента