Новые книги

Выбор Лизы Биргер

Ася Петрова «Волки на парашютах / Взрослые молчат»

Черная речка

В 2011 году за сборник "Волки на парашютах" петербургская писательница Ася Петрова получила первую премию конкурса книг для детей и юношества "Книгуру". Пять лет спустя эти рассказы выходят вместе с продолжением "Взрослые молчат", в которых одиночество подростка еще глубже, а вопросы — еще острее. Это та самая книга, которую надо давать юному человеку, когда на его детские вопросы у нас уже не находится ответа. Правильным ответом здесь становится не мысль, а чувство: вдруг обретенное понимание или сострадание. Вот это, очень подростковое, переживание каждого момента как единственного и неповторимого, каждого опыта как исключительного, каждой мысли как открытия и становится для рассказов Аси Петровой самым главным.


Мария Рольникайте «Я должна рассказать»

Самокат

Впервые переизданные для широкой публики дневники Маши Рольникайте, девочки, пережившей войну в вильнюсском гетто и немецких трудовых лагерях, важны в том числе и как способ разговора о прошлом, где рассказчик сам становится и сообщением, и наблюдателем, отказывается от сопереживания и, максимально отстранившись от события, старается только честно воссоздать его. Книга Рольникайте тем более важна, потому что свидетелей преступлений войны становится все меньше, а мы пытаемся защитить себя, упаковывая этот опыт в художественную обертку. Но от пережитого героиней рассказа не зажмуриться: она — единственная выжившая там, где умерли все. Книга Рольникайте сегодня кажется не менее важной, чем в 60-е, когда она впервые была издана — именно из-за того, что художественное осмысление Холокоста в прошедшие десятилетия едва ли не заслонило от нас его чудовищную суть.


Нина Дашевская «Вилли»

КомпасГид

Второй год подряд писательница Нина Дашевская и ее подростковая проза занимают первое место на конкурсе книг для детей и юношества "Книгуру", и мало какая победа кажется такой оправданной. До Нины Дашевской отечественная подростковая литературы страдала одним и тем же синдромом зависимости от литературы советской, а ее герои оставались теми же пионерами только в новых декорациях. Герои Дашевской тоже живут в удивительно стерильном ретромире, который, однако, преображается благодаря фантазии и волшебству, когда в жизни главного героя появляется говорящий велосипед и девочка-великанша. И тут оказывается, что все, что было нужно и герою, и всем, кто его окружает,— это внимание. Внимание и понимание становятся той волшебной силой, которой достаточно для полного преображения. И в очередной раз остается только удивиться, как же точно Нина Дашевская все это понимает, про любовь, и может объяснить.


Джуди Блум «Суперфадж»

Розовый жираф

Долгожданное продолжение на русском языке "Питера Обыкновенного". Написано более 30 лет назад, а кажется, что вчера. Еще в 70-х годах прошлого века Джуди Блум изобрела свой способ разговора с подростками: каждая страница, каждый разговор в ее романах как будто списаны — без прикрас — с повседневной жизни. Здесь шутят, сердятся, ревнуют, убегают из дома, здесь мама троих детей может сесть и заплакать, потому что не справляется, а главный герой, двенадцатилетний рассказчик,— посвятить целую сцену тому, как, напившись пунша, он не мог попасть в туалет. Тот же прием, только гораздо позже, использует популярная в Америке серия комиксов Джеффа Кинни "Дневник слабака" — читателя тут ловят на узнаваемость и на кажущееся отсутствие границ и табу, а действие, протекающее в бесконечных диалогах, выглядит непрекращающейся игрой. Через эту игру, однако, много чему можно поучиться: и ценить противных младших братиков и сестричек, и принимать мир в его несовершенстве. В общем, идеальные книги для подростков, которые ничего не читают — не успеешь начать, как, сам того не замечая, уже докатился до финала.


Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Белая ворона

Классический роман о том, как увлеченная учительница литературы пытается разом изменить (и главное — о, этот удивительный оптимизм 60-х — меняет) все, что не так со школьной системой. Вот уже 50 лет считается, что в этой книге написана какая-то универсальная правда о школе, и русское переиздание после долгого перерыва выходит именно с тем же пафосом универсальной правды — немаловажно, впрочем, и то, что ученики в новой, приближенной к оригиналу редакции больше не разговаривают как советские пионеры. Но правда тут может быть только одна: школа не работает. Не работает без такого увлеченного учителя, каким была героиня этой книги Сильвия Баретт. Когда-то это была воодушевляющая книга для подростков о том, что их хоть кто-то понимает. Но сегодня эту веселую добрую книгу с оптимистическим финалом перечитываешь совсем с другим чувством: стоит убрать из нее главную героиню — и никакого места для оптимизма не остается.


Эйдан Чамберс «Расскажи»

Самокат

Английского писателя Эйдана Чамберса можно считать чуть ли не основателем жанра современной подростковой литературы — его роман 1978 года "Перемена" стал одной из первых книг, честно описывающих тот турбулентный мир, через который проворачивает семнадцатилетнего человека: бунт, сексуальность, необходимость подвергнуть весь мир проверке и пересмотру. Но "Расскажи" — это не подростковая книга, и вообще не художественная литература. Это книга о чтении, о том, почему и, главное, зачем мы читаем, о том, что невозможно полюбить книгу, если не ищешь в ней — страстно! — ответов на свои самые важные вопросы. Чамберса, который, по собственному признанию, сам начал читать довольно поздно, интересует прежде всего момент превращения человека в читателя: как его не упустить, как ему помочь. Увлеченные учителя литературы, если такие существуют, просто обязаны взять книгу Чамберса на вооружение. Но вот беда — из длинного списка детских и подростковых книг, рекомендованных здесь для чтения и завлечения, на русский переведена только одна.


Вся лента