АвтоВАЗ поехал к акционерам
Производитель автомобилей самостоятельно не справится с кредитами
АвтоВАЗ нарастил убытки и долги в 2015 году, а также не смог выполнить финансовые условия кредиторов по займам на 37 млрд рублей. Для дальнейшего функционирования автоконцерна необходима поддержка акционеров в рефинансировании задолженности, считает аудитор. Компания рассчитывает получить ее «в обозримом будущем». АвтоВАЗ также намерен «активизировать выполнение антикризисного плана», включающего в себя оптимизацию затрат и производства. По мнению экспертов, поддержки от акционеров, способной существенно повлиять на финансовые показатели АвтоВАЗа, ждать не стоит.
АвтоВАЗ увеличил чистый убыток по МСФО в 2015 году почти в три раза по отношению к прошлому году, до 73,9 млрд рублей, следует из отчетности компании. При этом обязательства холдинга выросли: краткосрочные займы — на 14 %, до 44,9 млрд рублей, долгосрочные — в 1,7 раза, до 48,9 млрд рублей. АвтоВАЗ нарушил финансовые условия банковских кредитов, в том числе по показателям EBITDA, рентабельность и ликвидность. Общий объем кредитов, условия которых нарушены, составляет 36,6 млрд рублей. Банки могут потребовать их досрочного погашения, поэтому 24,4 млрд рублей перешли из долгосрочных займов в краткосрочные. Никто из кредиторов пока не требовал от компании досрочно погасить кредиты, но отказ от этой меры гарантировали только на сумму 2,7 млрд рублей.
Группе требуется поддержка акционеров в рефинансировании долговых обязательств и получении дополнительных займов, считает аудитор Ernst & Young (EY). Иначе возникают сомнения, что в текущих финансовых и рыночных условиях АвтоВАЗ сможет непрерывно продолжать деятельность, что грозит невыполнением обязательств, следует из документа. В то же время менеджмент уверен, что компания получит необходимую финансовую поддержку акционеров «в обозримом будущем» и не будет прекращать или существенно сокращать деятельность, говорится в отчетности. 74,5 % акций АвтоВАЗа принадлежит Alliance Rostec Auto B. V., в котором 50 % минус одна акция — у Renault s. a.s., 33 % — у ГК «Ростех», 17 % — Nissan International. Компания ведет переговоры о привлечении финансирования в виде дополнительных займов от акционеров, отсрочек платежей поставщикам, договоров факторинга по дебиторской задолженности. На запросы „Ъ“ в Renault-Nissan и ГК «Ростех» вчера не ответили.
На АвтоВАЗе вчера сообщили, что «причинами убытка послужили, главным образом, продолжающееся падение российского автомобильного рынка и рост стоимости материалов и компонентов». «Обесценение внеоборотных активов и расходы на реструктуризацию бизнеса оказали негативное влияние на финансовые результаты группы в объеме 42,1 млрд рублей. Проведение теста на обесценение внеоборотных активов является требованием МСФО. В его основу положен прогноз по дальнейшему сокращению российского рынка легковых автомобилей до 1,3 млн штук в 2016 году в условиях наличия у АвтоВАЗа производственных мощностей в Тольятти и Ижевске, способных производить до 1,1 млн штук в год», — говорится в пресс-релизе компании.
В то же время в нем отмечается, что выручка компании в 2015 году составила 176,5 млрд рублей. «В условиях сократившегося на 36 % рынка легковых автомобилей это лишь на 8 % меньше выручки 2014 года», — добавляют в пресс-центре АвтоВАЗа. В компании также подчеркивают, что доля рынка Lada увеличилась с 16,4 % в 2014 году до 17,9 % в 2015‑м.
В сложившейся ситуации АвтоВАЗ «активизирует выполнение антикризисного плана, направленного на улучшение финансовых результатов работы в 2016 году». Он включает в себя, в частности, оптимизацию ценовой политики, производственных площадей, рабочей силы, а также административных расходов, работу над обновлением продуктовой линейки, реструктуризацию базы поставщиков и дочерних компаний, интенсификацию экспортных и увеличение корпоративных продаж, введение четырехдневной рабочей недели на площадке компании в Тольятти.
По мнению аналитика «Алор Брокер» Кирилла Яковенко, поддержки от акционеров, в том числе от концерна Renault-Nissan, способной существенно повлиять на финансовые показатели АвтоВАЗа, ждать не стоит. «Крупнейшим финансовым донором для предприятия останется государство (в конце января правительство утвердило программу поддержки российского автопрома на 2015 год стоимостью 50 млрд рублей. — „Ъ“). А с учетом роста стоимости импортируемых компонентов, продолжающегося снижения уровня продаж новых автомобилей на рынке России и стран СНГ, куда идет львиная доля экспорта, положение АвтоВАЗа будет ухудшаться. Я не исключаю, что менеджмент будет прибегать к таким непопулярным мерам, как сокращение рабочей недели, временная приостановка конвеера и сокращение персонала, в противном случае роста убытков избежать не удастся», — рассуждает господин Яковенко. «Рост чистого убытка почти в три раза в 2015 году — это серьезно, особенно если учесть, что и годом ранее он вырос более чем в три раза. Без выработки конкретного плана по радикальному сокращению потерь компания вряд ли сможет рассчитывать на финансовую поддержку. А значит, придется сокращать издержки, персонал, пересматривать производственные планы», — соглашается аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев.