Михаилу Фридману по пути с Uber
LetterOne инвестировал в сервис такси $200 млн
Онлайн-сервис по вызову такси Uber получил $200 млн от холдинга LetterOne (L1) Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева. Группа стала совладельцем самого дорогого стартапа в мире, чья капитализация в декабре превысила $62 млрд. Ранее из россиян в Uber уже вложились бизнесмены Алишер Усманов и Зиявудин Магомедов.
Международная инвестгруппа L1 вчера объявила, что вложила в развитие Uber $200 млн. "У нас есть доступ к значительным средствам, мы ищем возможности определенного размера и стадии. Цифровизация создает глобальные возможности для новых бизнесов, предоставляющих инновационные услуги",— прокомментировал управляющий партнер L1 Technology Алексей Резникович. Представитель Uber подтвердил "Ъ" факт сделки с L1, отказавшись от дальнейших комментариев.
Uber основан в Сан-Франциско в 2009 году, сейчас работает более чем в 400 городах на рынках 68 стран. В России сервис начал деятельность в ноябре 2013 года, сейчас работает в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Ростове-на-Дону и Сочи. Зарабатывает за счет того, что соединяет пользователей с водителями, взимая с них за услуги комиссию от суммы заказа. В России она составляет 20%, на других рынках варьируется в пределах 20-25%. Финансовые показатели Uber не раскрываются, но известно, что компания пока генерирует убытки и делает ставку на агрессивную географическую экспансию — в основном в страны Азии, в частности Китай. Так, в июне глава Uber Трэвис Каланик в письме инвесторам упомянул, что на завоевание этого рынка компания потратит $1 млрд, сообщал Bloomberg.
В декабре состоялся последний инвестраунд Uber на $2,1 млрд, в ходе которого Tiger Global, T. Rowe Price и другие инвесторы оценили весь бизнес сервиса в $62,5 млрд. Перед раундом общая сумма инвестиций в Uber, по данным Bloomberg, уже превышала $10 млрд.
L1 не первая структура с российскими корнями, инвестировавшая в Uber. Так, в сентябре 2015 года глава совета директоров группы "Сумма" Зиявудин Магомедов объявил об основании венчурной компании Caspian VC Partners, среди первых активов в портфеле которой был Uber. Летом 2015 года холдинг USM Алишера Усманова и его партнеров инвестировал в Uber несколько десятков миллионов долларов, сообщала РБК в январе со ссылкой на свои источники.
Инвесторов привлекает технологический тренд и впечатляющая быстрорастущая клиентская база, а не текущие финансовые показатели, объясняет акционер Run Capital Андрей Романенко. По его словам, примеры Facebook и Twitter показали, что ключевое влияние на оценку при публичном размещении имеет количество пользователей. "Инвестиционные вливания помогают Uber осуществлять очень быструю международную экспансию за счет выбранной ценовой политики низких цен и значительных маркетинговых затрат, а следовательно, завоевать максимальную долю рынка. Для Uber такси является якорным сервисом, позволяющим эффективно наращивать клиентскую базу",— говорит господин Романенко. Теперь компания тестирует новые более маржинальные сервисные вертикали — например, доставка еды, товаров из магазина, резюмирует он.
В то же время Uber — довольно рискованный актив, учитывая, что во многих странах, где работает компания, таксисты проводят акции протеста, которые могут даже приводить к запретам Uber — как, например, в Голландии или Франции. В России таксопарки также требуют ужесточить ответственность интернет-сервисов по заказу такси, включая Uber, поскольку последние фактически субсидируют перевозки пассажиров. Это, по мнению протестующих, приводит к демпингу и выдавливанию с рынка официальных служб такси.
Сделки L1 с технологическими стартапами не ограничатся инвестицией в Uber, следует из сообщения инвестгруппы. В ближайшие несколько лет она намерена вложить $2-3 млрд в компании на поздней стадии своего развития. Диапазон стандартной сделки в этом направлении — $100-500 млн. Стоимость чистых активов L1 на 31 декабря 2014 года составляла около $25 млрд.