«Мы скатились во времена новой холодной войны»
Дмитрий Медведев на Мюнхенской конференции призвал Запад к сотрудничеству
Восстановление доверия между Россией и Западом, без которого невозможно выстроить прочную систему безопасности — «дело нелегкое», но «начинать этот процесс необходимо». Об этом заявил глава правительства РФ Дмитрий Медведев, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности. В данный момент же, по словам премьера, Запад вступил на «дорогу в никуда», от чего в конечном счете «все будет хуже». Примирительную речь господина Медведева слушал в Мюнхене корреспондент “Ъ” ПАВЕЛ ТАРАСЕНКО.
«Мюнхенская конференция отличается острыми и откровенными дискуссиями. И мне хотелось бы сегодня рассказать о том, как мы, в России, понимаем современное состояние европейской безопасности. И какими мы видим пути решения стоящих перед нами проблем, с учетом того что они осложнены явным ухудшением отношений России и Запада»,— начал свою речь Дмитрий Медведев. Он напомнил о выступлении президента РФ Владимира Путина в Мюнхене в 2007 году: «Тогда он говорил, что идеологические стереотипы, двойные стандарты в международных отношениях не помогают снизить напряженность, а только усиливают ее. А у мирового сообщества — остается все меньше возможностей для принятия значимых политических решений». После этого премьер задал вопрос «не слишком ли мы сгущали краски в то время», и сам же ответил на него: «К сожалению, картина сегодня даже более серьезная».
После этого господин Медведев перечислил основные проблемы, которые возникли и развились в последние годы: «Единой большой Европы — как не было, так и нет. Наша экономики — все экономики — растут очень слабо. Обострились конфликты в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Наступил миграционный коллапс. Отношения Евросоюза и России испорчены. На Украине гражданская война».
Что же касается отношений между РФ и Западом, то особенно тревожит, по мнению господина Медведева, то, что «партнерские инициативы, которые стоили нам немалых сил, отмирают одна за другой». Упомянул глава правительства и деятельность НАТО, заверив: политика альянса остается «недружественной и закрытой». «Можно сказать и резче: мы скатились, по сути, во времена новой холодной войны. Чуть ли не ежедневно нас объявляют самой страшной угрозой то для НАТО в целом, то отдельно для Европы, то для Америки и других стран. Мой коллега господин Столтенберг (генсек НАТО Йенс Столтенберг.— “Ъ”) только что это продемонстрировал. Снимают (на Западе.— “Ъ”) пугающие фильмы, в которых русские начинают ядерную войну. Я иногда думаю: мы в 2016 году сегодня или в 1962?»
Дмитрий Медведев продолжил: «Сегодня на первый план выходят новые вопросы — устойчивое экономическое развитие, проблемы неравенства и преодоления бедности, беспрецедентная по масштабам миграция, новые формы терроризма, региональные конфликты, в том числе внутриевропейские. Имею в виду Украину, все еще неспокойные Балканы, стоящую на грани национального кризиса Молдавию». Одна из главных угроз, по мнению премьера — терроризм: «Каждый день может прозвучать взрыв в самолете или выстрелы в кафе. Раньше так было на Ближнем Востоке. Теперь — во всем мире».
В своей речи Дмитрий Медведев выступил с пятью тезисами о безопасности. Начав с экономики, он отметил: традиционные схемы экономических отношений перестали работать, «политическая целесообразность берет верх над понятным экономическим расчетом». В качестве примера он привел решение МВФ «переделать фундаментальные правила кредитования стран с просроченной суверенной задолженностью, когда речь зашла о суверенном долге Украины перед Россией». «Переговоры о заключении масштабных экономических мега-блоков чреваты утратой общей системы правил в мировом экономической пространстве... Крайне нестабильным становится энергетический рынок... Вызывает сожаление расширяющаяся практика одностороннего экономического давления»,— продолжал Дмитрий Медведев.
Перейдя ко второму пункту, премьер отметил: «Кризис модели мирового экономического развития создает предпосылки для самых разных конфликтов, включая региональные». «Европейским политикам казалось, что создание так называемого «пояса друзей» по внешнему контуру ЕС может стать надежной гарантией безопасности. И каковы результаты этой политики? Не «пояс друзей», а «зона отчуждения»,— пояснил свою мысль премьер. Затем он перешел к критике Украины, которая, по мнению Дмитрия Медведева, не выполняет пункты минского соглашения. При этом глава правительства отметил, что Москва готова проявлять определенную гибкость в том, что касается минских договоренностей.
Упомянул он и Сирию: «Мирные совместные инициативы идут трудно, но альтернативы межнациональному и межрелигиозному диалогу не существует. Важно сохранить единое сирийское государство, не допустить его распада по конфессиональному принципу. Еще одной Ливии, Йемена и Афганистана миру не потянуть».
Третий пункт речи премьера Медведева касался терроризма, который распространяется, потому что международное сообщество пока не может объединиться. «Даже взаимодействие по линии спецслужб было свернуто. Это смешно. Думаю ДАИШ (другое название запрещенной в РФ группировки "Исламское государство".— “Ъ”) должен быть очень признателен моим коллегам — руководителям ряда западных стран, свернувшим такое сотрудничество». При этом премьер-министр отметил: «Даже наши недоброжелатели признают, что при всех разногласиях «антитеррористическое уравнение» без России — не решается».
Затем Дмитрий Медведев перешел к вопросу миграционного кризиса — «нового великого переселения народов, которое является квинтэссенцией многочисленных проблем современного глобального развития». «Оно затрагивает не только западную Европу, но и Россию, которая пропускает через себя миграционные потоки»,— заявил он, предупредив о приближении гуманитарной катастрофы, а также росте «взаимной нетерпимости, ксенофобии, которая все чаще перерастает в прямую агрессию».
«И, наконец, пятое. Давайте будем максимально честными. Большинство этих вызовов возникло не сегодня. И уж точно их придумали не в России. Но за это время мы так и не научились правильно реагировать на них, предупреждать. И поэтому основные ресурсы тратим на борьбу с их последствиями, не доискиваясь до первопричин, либо обращаем энергию не против истинного зла, а для сдерживания соседей»,— заявил премьер. После чего заверил: «Есть ли у нас всех шанс объединиться — чтобы ответить на вызовы, о которых я только что говорил? Я абсолютно уверен, что есть». «Восстановление доверия, без которого невозможно выстроить прочную систему безопасности — дело нелегкое. Трудно сказать, сколько времени потребуется. Но начинать этот процесс — необходимо»,— сказал господин Медведев.