Киевские недоговоренности
Кризис власти на Украине еще больше осложняет ситуацию для России
Завтра Верховная рада Украины заслушает отчет о работе главы правительства Арсения Яценюка, по итогам которого может принять решение о доверии кабинету. В окружении президента Порошенко считают, что экономические рычаги, которые сохраняет в своих руках премьер, не соответствуют его нынешнему политическому капиталу, требуя "перезагрузки" кабинета министров. Отставка премьера может спровоцировать досрочные парламентские выборы, а это не входит в планы президентской команды. Соответственно, Арсений Яценюк может выдвигать встречные условия, отказываясь добровольно покидать свой пост. Кризис власти в Киеве осложняет ситуацию и для России. Конфликт правительства и Рады мешает Украине в полном объеме выполнить минские соглашения. Их реализацию (не только Москвой, но и Киевом) на Западе называют ключевым условием смягчения санкций против РФ.
Арсений Яценюк: уйти нельзя остаться
Арсений Яценюк, ставший премьер-министром Украины после победы Майдана в феврале 2014 года, вынужден бороться за собственное политическое выживание. Противники премьера обвиняют его правительство в провальной экономической политике, в резком падении уровня жизни, а также в коррупции. Рейтинг главы кабинета сегодня столь низок, что его партия "Народный фронт" (НФ) даже отказалась от участия в региональных выборах в октябре 2015 года, опасаясь катастрофических результатов. В окружении президента Петра Порошенко считают, что важные экономические рычаги, которые сохраняет в своих руках премьер, не соответствуют его нынешнему политическому капиталу (финансовые потоки в значительной степени замкнуты на господина Яценюка). Соратники главы государства и многие депутаты Рады от "Блока Петра Порошенко" (БПП) требуют "перезагрузки" кабинета и кадровых изменений, в результате которых команда премьера рассталась бы с частью своих полномочий и должностей.
Впрочем, парадокс ситуации заключается в том, что в Раде может не хватить голосов ни для вынесения правительству вотума недоверия, ни для поддержки его курса. Ситуация может зависнуть и оставаться в таком состоянии в течение нескольких месяцев. Форсировать события и объявлять о роспуске правительства не в интересах главы государства. Ведь при таком раскладе неизбежными станут распад правящей коалиции и новые выборы — при этом нет никаких гарантий, что в новом составе Рады пропрезидентские силы будут доминировать.
"Для выражения правительству недоверия необходимо, чтобы за это проголосовало 226 депутатов. Думаю, эти голоса реально собрать, учитывая негативный рейтинг премьера",— говорит "Ъ" депутат от еще недавно входившей в правящую коалицию Радикальной партии Игорь Попов.
"Отставка Яценюка — единственно возможная и цивилизованная оценка этого состава кабинета министров",— говорится в обращении партии "Самопомощь", участвующей в коалиции. В заявлении "Самопомощи" уход премьера назван вопросом национальной безопасности. На отставке правительства настаивает и лидер партии "Батькивщина" экс-премьер Юлия Тимошенко, которую поддержал экс-глава Службы безопасности Украины лидер "Антикоррупционного движения" Валентин Наливайченко.
Впрочем, если "Батькивщина" требует не только отставки правительства, но и досрочных выборов, то во фракции БПП предпочли бы другой сценарий — добровольный уход Арсения Яценюка, но без выхода из правящей коалиции "Народного фронта" с его 80 мандатами в Раде. "Премьер без доверия, без поддержки Рады неэффективен. Предлагаю коалиции сохранить свою первоначальную форму — БПП, "Народный фронт", "Самопомощь", Радикальная партия и "Батькивщина" — и попытаться сформировать новое правительство вместе, без личных амбиций",— заявил глава фракции БПП Юрий Луценко, дав понять, что мяч находится на поле господина Яценюка.
"Отчет правительства — отправная точка. В случае выражения недоверия правительству и его отставки возникает вопрос: как уберечь коалицию от развала? Есть предложения, что пост премьера должен будет занять другой человек из "Народного фронта"",— заявил "Ъ" депутат от БПП Александр Черненко, по мнению которого, это предотвратит переход НФ в оппозицию.По словам собеседника "Ъ" в парламентском большинстве, в качестве одного из сценариев выхода из кризиса "ради сохранения коалиции" на пост премьера рассматриваются две кандидатуры от НФ — Александра Турчинова и Андрея Парубия.
"Досрочные выборы могут спровоцировать развал страны, потому мы попытаемся избежать распада коалиции",— определил "Ъ" специфику ситуации сотрудник администрации Петра Порошенко.
Собеседники "Ъ" в Киеве обращают внимание еще на связь между правительственным кризисом и ходом выполнения подписанных год назад минских соглашений по урегулированию конфликта в Донбассе. "Петра Порошенко сейчас попытаются обвинить в невыполнении минских соглашений. Но во время визитов в Берлин и Мюнхен он объяснил, что Украина — парламентско-президентская страна, президент не может управлять Радой. Когда правительство на грани отставки, а парламент — на грани досрочных выборов, невозможно принять такие основополагающие вещи, как изменения Конституции",— поясняет источник "Ъ", близкий к администрации президента Украины.
Есть ли мир после Минска
Между тем на фоне событий в Киеве ход выполнения минских соглашений обсуждался главами МИД стран "нормандской четверки", встретившихся в минувшую субботу на полях Мюнхенской конференции по безопасности. "Запад хотел бы, чтобы минские договоренности выполнялись более быстро и четко. Но жизнь есть жизнь, и выполнить соглашение очень непросто",— признал в беседе с "Ъ" бывший замглавы МИД Украины Александр Чалый.
Иллюстрацией того, что на фоне обострившейся борьбы за власть в Киеве "нормандской четверке" становится еще труднее договариваться, стали последние консультации представителей дипломатических ведомств в Мюнхене. Встреча не привела к конкретным результатам, и ее участникам ничего не оставалось, как призвать дождаться новых переговоров. "Предметный разговор у нас состоится, надеюсь, в обозримые несколько недель, уже не на полях какого-то форума",— заметил по этому поводу глава МИД РФ Сергей Лавров. В МИД ФРГ уточнили: новая встреча должна пройти не позднее начала марта.
Впрочем, переговоры в Мюнхене все же не стали совсем безрезультатными. Как рассказал глава МИД Украины Павел Климкин, "четверка" договорилась работать над определением формата выборов на Востоке Украины. Сергей Лавров высказался более определенно: "Необходима конституционная реформа, которая закрепит постоянный статус Донбасса, причем с увязкой соответствующего закона к конституции, и не на три года, а на постоянной основе. В этом же блоке — амнистия и согласование модальности местных выборов, от чего Киев последовательно уходит". Сергей Лавров также призвал проработать предложения по проведению выборов в Донбассе и положить конец непризнанию Киевом Донецка и Луганска как легитимных партнеров по переговорам.
Об этом же в своей речи в Мюнхене говорил премьер Дмитрий Медведев. По его словам, власти РФ не исключают "разумной гибкости в исполнении минских соглашений там, где это не противоречит их сути". "Но мы не можем сделать того, на что у нас нет полномочий, а именно: исполнять за киевские власти их политические и юридические обязательства",— добавил он.
"Слова о разумной гибкости — важный нюанс. Жаль, что эта мысль не была подхвачена Петром Порошенко",— заявил "Ъ" участник Мюнхенской конференции, гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Петр Порошенко действительно не проявил готовности к компромиссам, лишь повторив традиционные обвинения в адрес РФ, например, о том, что в Донбассе "продолжают находиться 5 тыс. российских военнослужащих". В свою очередь, депутат Рады от БПП Светлана Залищук, входившая в украинскую делегацию в Мюнхене, в беседе с "Ъ" попыталась перевести мяч на поле РФ. По ее словам, Москва и самопровозглашенные республики Донбасса "не выполнили даже первый пункт минских соглашений — о прекращении огня". И добавила: "Компромиссов исключительно со стороны Украины быть не может".
В Москве все больше надеются на изменения в позиции международного сообщества. "В личных беседах европейцы говорят: "Мы отдаем себе отчет, что надо оказывать давление на Киев". Так что определенные подвижки есть. Более серьезные — в Париже, менее — в Берлине",— сказал "Ъ" глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков.