«Дальше эта история пойдет на железную дорогу»
Киев не заметил ограничений для автоперевозчиков со стороны Москвы
Украина не заметила ограничений для своих перевозчиков со стороны России. Об этом заявила замминистра экономического развития страны Наталия Микольская. По ее словам, информация, которая распространялась 13 и 14 февраля, не соответствовала действительности. Сообщалось, что Россия ограничила въезд украинских грузовиков. Ранее Минтранс РФ заявил о том, что движение большегрузов, зарегистрированных на Украине, на территории России приостановлено. Такое решение было принято в ответ на продолжающиеся на Украине акции по блокированию фур с российскими номерами. Кабинет министров Украины сегодня примет решение по ситуации, сложившейся с российскими грузовиками. Глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.
— Какое решение этой проблемы вы видите?
— Никакого здесь решения нет, по сути. Те наши коллеги-автомобилисты, которые с российскими номерами поехали на Украину и через Украину решили проехать в Европу, в общем, взяли на себя совершенно странную ответственность решить, поверить, что все будет хорошо и ничего не случится. Честно говоря, я удивлялся весь последний год и некоторым людям, которые рисковали ехать через западные области Украины в Европу, — такие были, но это большая редкость. Как написано, сто грузовиков блокировано, — собственно говоря, это примерный недельный оборот фур через Украину из России.
— То есть вы считаете, что это нужно было предвидеть?
— Очевидно, что мы все смотрим новости. Если мы видим достаточно жесткую блокировку Крыма и достаточно жесткую риторику со стороны добровольных помощников, то очевидно, что это должно было случиться и в части автотранспорта. Потом будет и железная дорога, я уверен. Я на 100% уверен, что в данной ситуации у ребят пойдет история дальше на железную дорогу — просто с автотранспортом они ничего не выиграют, никакого экономического давления они на Россию оказать не смогут, только гуманитарное, по сути.
— Но просто власти России могли вести да и вели переговоры только с властями Украины. А здесь организации, которые никакого политического и юридического веса не имеют, и они самовольно такие акции проводят.
— Очевидно, что глупо, когда высшее руководство страны заявляет, что с этими людьми сложно вообще о чем-то договариваться. А второй уровень руководителей страны — руководители министерств, замы министров — занимаются какими-то переговорами. Это, по сути, гуманитарная проблема ста человек, которые сидят за рулем этих автомобилей, и решать это должны гуманитарные ведомства и министр транспорта.
— Министр транспорта и вообще правительство как-то может на это повлиять или нет? Или будет точно так же, как с блокадой Крыма?
— Однозначно — точно так же. А как ты повлияешь на достаточно неуравновешенных людей, которым нечем заняться, у которых есть автоматы? Никак ты не повлияешь на них. Собственно, экономического смысла в этой работе нет никакого, то есть министры экономического блока должны заниматься экономикой. В данном случае, еще раз повторюсь, к экономике это не имеет никакого отношения. Российского транзита через Украину либо европейского в Россию, по сути, не было в последние два года — говорить не о чем. Это чисто гуманитарная проблема.
— Алексей Алексеевич, поясните, то есть нам вообще не надо отправлять свои фуры в Европу? Что вы имеете в виду?
— Во-первых, основные потоки грузов из Европы и в Европу у нас идут морским транспортом — то есть контейнерные перевозки из Роттердама, из Бергамы, из Гамбурга и так далее.
— Но есть и автомобильные перевозки.
— Их не так много. В общей доле экспортных и импортных взаимоотношений с Европой, если не брать набивные грузы, это не занимает и 8%. В последние годы, с учетом санкций и валютного курса, поскольку автомобилями возили наиболее дорогие типы грузов — дорогую одежду, дорогую парфюмерию и так далее, а также пищевку, — поскольку все это сжимается из-за курса, то для нашей экономики на сегодняшний день это не проблема. От того, что не приедет одежда или парфюмерия из той же Франции, с экономикой ну точно ничего не случится.
— А есть какие-то альтернативные маршруты? Как можно наладить это автомобильное движение? Потому что с Польшей у нас точно такая же ситуация, как сейчас с Украиной.
— Зачем автомобильные, если есть более дешевые маршруты через южные или северные порты Европы, соответственно, северные порты Российской Федерации?
— Я хочу узнать, есть ли какая-то альтернатива тому же морскому транспорту для людей, которые сейчас занимаются именно автомобильными перевозками?
— Я понимаю суть вопроса, да, но если на сегодняшний день существует блокировка со стороны Польши и со стороны Украины, у нас, по сути, безвыходная ситуация. Потому что альтернатива выхода через паромные переправы в Прибалтике, нереальна по цене — это удорожает всю поездку вдвое. Экономического смысла в этом, как вы понимаете, особого нет для автоперевозчиков. Соответственно, какое-то время либо постоять, либо поискать работу внутри страны, потому что рисковать и человеческими жизнями, и своим личным автотранспортным средством, отпуская его куда-либо, чтобы оно там простаивало или подвергалось каким-то нападкам, на мой взгляд, — достаточно волюнтаристская ситуация со стороны автовладельцев.