Смертник взорвал артиллерийские снаряды
Теракт в Дагестане совершила диверсионная группировка «Южная»
Два сотрудника полиции погибли, 17 человек пострадали в результате подрыва смертника на Джемикентском посту ГИБДД в Дербентском районе Дагестана. Мощность взрывного устройства составила около 30 кг в тротиловом эквиваленте. Это первый подобный теракт, совершенный в республике за последние три года.
Взрыв произошел около 9:05 в понедельник. Сотрудник полиции остановил ВАЗ-2109, направлявшийся в сторону Дербента, для проверки документов. Как только он приблизился к машине, раздался мощный взрыв. Как выяснили позднее эксперты-взрывотехники, мощность взрыва составила около 30 кг в тротиловом эквиваленте. Самодельная бомба была изготовлена на основе двух 122-мм артиллерийских снарядов, сообщили в Национальном антитеррористическом комитете.
Данные о количестве пострадавших менялись в течение первых часов после происшествия несколько раз. Очевидцы, оказавшиеся в первые минуты после взрыва на месте происшествия, говорили о четырех погибших. Однако позднее минздрав республики уточнил, что погибло два человека (сотрудник полиции из Мордовии и полицейский из Дагестана), а среди 14 госпитализированных было четыре человека в тяжелом состоянии (в том числе два сотрудника правоохранительных органов) и одна женщина — в крайне тяжелом. Половина из 14 пострадавших — силовики, в том числе находящиеся в Дагестане в командировке сотрудники полиции временной группировки войск из числа приданных сил из Мордовии. Еще три человека после оказания амбулаторной помощи были отпущены домой.
Предварительные данные дают силовикам основания полагать, что взрывное устройство было приведено в действие террористом-смертником. В результате взрыва было частично разрушено здание поста, сгорели также несколько находившихся поблизости машин.
По предположениям силовиков, взрыв на Джемикентском посту (в 30 км от Дербента) был организован членами диверсионно-террористической группы (ДТГ) «Южная», которой руководит Гасан Абдуллаев (Абу Ясир). Сейчас это практически единственная бандгруппа, действующая на территории Дагестана, остальные были разгромлены в последние годы в результате успешных операций силовиков.
Самым громким преступлением, совершенным в последние месяцы этой бандгруппой, был обстрел отдыхающих на территории цитадели Нарын-Кала в Дербенте, совершенный накануне Нового года. Очевидно, что боевики рассчитывали на максимальный резонанс, поскольку именно Нарын-Кала, один из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, стала центром юбилейных торжеств в честь 2000-летия города, которое было официально отмечено 19 сентября прошлого года.
В совершении резонансного нападения подозревались боевики из местной группы, которую возглавляет уроженец селения Хапиль Табасаранского района (он граничит с Дербентским) Абутдин Ханмагомедов. В составе этой подгруппы ДТГ «Южная», по данным силовиков, сейчас находятся два-три человека.
Что касается исполнителя и организаторов взрыва, то для определенных выводов экспертам предстоит сначала провести генетическую экспертизу останков водителя взорванного ВАЗ-2109. От него осталось лишь несколько маленьких фрагментов тела, от самой машины — лишь искореженный двигатель. Силовикам известно имя последнего владельца машины, студента астраханского вуза из Дагестана, который дважды пытался выехать на территорию, контролируемую запрещенным в России «Исламским государством», однако на вечер понедельника, подчеркнул источник “Ъ”, у следствия не было никаких конкретных данных, чтобы с достаточной определенностью говорить о том, что именно владелец управлял машиной в момент взрыва. «И его причастность к взрыву, и связь с “Южной” — это пока лишь предположения,— сказал силовик,— хотя нам известно, что и последний владелец этой машины, и предыдущие ее владельцы были приверженцами салафизма».
Подрыв смертника на посту ГИБДД стал первым подобным терактом, зафиксированным в Дагестане за последние три года. 14 февраля 2013 года смертник, находившийся за рулем автомобиля, подорвал себя на посту на въезде в Хасавюрт. 20 мая того же года у здания службы судебных приставов в Махачкале были взорваны два автомобиля, а пять дней спустя смертница взорвала себя в центре дагестанской столицы, неподалеку от здания МВД.
«Надо усилить меры безопасности, работу правоохранительных и республиканских структур, органов местного самоуправления,— заявил в понедельник глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.— Опыт такой работы у нас есть, и мы сделаем все, чтобы терроризм не имел места в Республике Дагестан. И данное преступление будет раскрыто. Все необходимое для этого делается. Самое главное — дать и Дагестану, и России сигнал о том, что отдельные отголоски тяжелого периода в истории Дагестана не будут иметь продолжения. В Дагестане борются с преступниками, не боятся их и будут продолжать им противодействовать!»