Спрос на гражданские самолеты в Юго-Восточной Азии (ЮВА) будет расти, и в течение ближайших 20 лет регион закупит 3750 новых самолетов на общую сумму $550 млрд. Таково мнение старшего вице-президента Boeing по продажам в ЮВА и Индии Динеша Кескара. Наиболее востребованными будут узкофюзеляжные самолеты типа Boeing 737 или Airbus A320.
Фото: Reuters
В рамках открывающегося сегодня Сингапурского авиашоу со своим прогнозом развития рынка в регионе Юго-Восточной Азии в понедельник вечером свое видение представил один из двух крупнейших игроков рынка — The Boeing Company. По мнению едва ли не самого осведомленного в таких вопросах человека, старшего вице-президента по продажам Boeing в странах ЮВА и Индии Динеша Кескара, в ближайшие 20 лет региону потребуется 3750 самолетов на общую сумму $550 млрд. Примерно 76% заказов придется, учитывая особенности рынка, на узкофюзеляжные самолеты типа Boeing 737 или Airbus А320. Большой спрос объясняется прогнозируемым компанией развитием региональных лоукостеров и ростом спроса на таких быстро развивающихся рынках, как Индонезия, Вьетнам и Бирма (Мьянма). Что же касается всех самолетов, то регион примет 14 550, то есть больше трети, из 39 050 самолетов, требующихся мировому рынку.
Впрочем, практика закупок уже претерпевает, по словам господина Кескара, определенные изменения. Крупные разовые контракты, когда компании сразу закупали по 100 самолетов, уступают место заказам более мелким — на 35–40 самолетов — или лизингу.
«Авиакомпании становятся умнее. Люди поняли, по крайней мере в нашем случае, что если вы хотите сделать большой заказ, то вам придется внести и большой депозит. А зачем вы будете вносить депозит за самолет, который поступит вам только в 2030 году?» — заметил господин Кескар на пресс-конференции в Сингапуре. По его словам, все большее число авиакомпаний используют схему SLB (соглашение о продаже с последующим лизингом).
«Вам не нужно планировать на такой долгий срок. Если условно вам нужен 737 MAX в 2018 году, я могу вам его предоставить, поскольку есть несколько лизинговых компаний, которые уже закупили такие самолеты»,— рассуждал господин Кескар.
Что же касается финансового состояния азиатских авиакомпаний, то, по словам господина Кескара, все они чувствуют себя хорошо. Во всяком случае, ни один клиент Boeing не обращался к ним с просьбой об отсрочках в поставках или платежах: «Скорее наоборот. Они все хотят получить свои самолеты поскорее. У нас самих существуют проблемы с поставками — очередь из более 5 тыс. самолетов, и мы никак не можем ускорить поставки».
По данным Boeing, пассажиропоток в Азии вырос более чем на 9% за последние пять лет. А в ближайшие 20 лет пассажиропоток внутри региона вырастет еще на 7,7%.
В свою очередь, генеральный директор IATA Тони Тайлер чуть раньше выступил с предупреждением о том, что сверхамбициозные планы ряда крупных азиатских авиаперевозчиков рискуют пострадать из-за растущей конкуренции на рынке, относительно невысокой прибыльности операций и проблем на финансовых рынках.