Хабаровский аэропорт не отпускает земля
Реконструкция пассажирского терминала дорожает и по-прежнему откладывается
После заявления вице-премьера Юрия Трутнева о том, что потенциальный инвестор в реконструкцию терминала хабаровского аэропорта, оцениваемую в 6,5 млрд руб., «куда-то потерялся», прояснить ситуацию поспешили в ОАО «Хабаровский аэропорт». Компания не может отдать проект на экспертизу, не получив в распоряжение указанные в нем земельные участки, а без этого не в состоянии привлечь кредит. Как выясняется, статус резидента «дочка» аэропорта может получить в ближайшие дни, но землю — не раньше середины весны. Учитывая сокращение пассажиропотока, в компании готовы разбить проект на этапы и отказаться от иностранного финансирования проекта в пользу рублевых средств.
Наличие угрозы для проекта реконструкции пассажирского терминала ОАО «Хабаровский аэропорт» обозначил вице-премьер Юрий Трутнев, выйдя к журналистам в пятницу после закрытого совещания, посвященного территориям опережающего развития (ТОР). Участки близ аэропорта, требующиеся для строительства нового аэровокзала, еще летом прошлого года были включены в ТОР «Хабаровск». В июне 2015 года ОАО «Хабаровский аэропорт» зарегистрировало юрлицо, которое должно стать резидентом территории — 100-процентную «дочку» АО «Международный аэропорт Хабаровск» (МАХ). Однако МАХ свидетельство резидента до сих пор не получил, что и возмутило Юрия Трутнева.
«Меня этот проект беспокоит, потому что… у нас нет инвестора. Он куда-то потерялся. Он вроде есть — тот, кому принадлежит аэропортовый комплекс, но его и нет»,— заявил вице-премьер и дал поручение КРДВ и Минвостокразвития разобраться в ситуации в двухнедельный срок. «Если он просто у нас такой вот колеблющийся инвестор,— значит, надо совершенно спокойно объявлять открытый конкурс, там достаточно земли в собственности федерации, субъекта. Мы эти земли выставим, привлечем инвесторов, даже не важно, из какой страны, и пусть строят на здоровье»,— сказал вице-премьер.
Заявления об интересе иностранных инвесторов к модернизации аэропорта Хабаровска звучат постоянно, но в конкретные соглашения они не превратились. Вложить средства в проект якобы могут международный аэропорт Инчхон (Южная Корея, уже владеет 10% капитала аэропорта), крупные японские и китайские компании. Кроме того, иностранцев могли бы заинтересовать смежные с реконструкцией аэровокзала проекты: грузовой терминал (2,4 млрд руб.) и деловая зона AirCity (еще 11,3 млрд руб. на гостиницы, выставочные и торгово-развлекательные центры). Конечным бенефициаром ОАО «Хабаровский аэропорт» на рынке считают Константина Басюка — президента-владельца УК «КОМАКС», компании, управляющей аэропортом (формально 79% ОАО, по данным «СПАРК-Интерфакс», владеет московское АО «Кварц-инвест», принадлежащее двум физлицам). Именно он обычно представляет аэропорт как потенциального резидента ТОР на мероприятиях различного уровня, но на пятничном совещании у господина Трутнева господин Басюк отсутствовал.
Обеспокоенному заявлениями Юрия Трутнева хабаровскому губернатору Вячеславу Шпорту, который вчера приехал с инспекцией в аэропорт, первый заместитель исполнительного директора ОАО «Хабаровский аэропорт» Эльвира Ванюшкина пожаловалась на то, что 60% затрат на проект, в том числе оборудование и стройматериалы, номинированы в валюте и сильно выросли из-за ослабления рубля. Параллельно с этим пассажиропоток воздушной гавани падает (по итогам 2015 года снизился на 31,8% по международным направлениям и на 6% по внутренним). А это ставит под сомнение прогноз, что к 2030 году аэропорт будет ежегодно обслуживать 4,9 млн человек — именно из него исходили авторы проектно-сметной документации (ПСД), подготовленной еще в апреле 2015 года.
«Эти существенные факторы понимают потенциальные инвесторы. Они крайне озабочены, чтобы проект окупался, и рассматривается вариант поэтапной реализации проекта. Сам проект мы готовы сдать в экспертизу, но стройку осуществлять в два этапа. Сначала — терминал внутренних авиалиний, потом — международных»,— отметила госпожа Ванюшкина. В какую сумму обойдется первый объект, она не раскрыла, но, по данным „Ъ“, затраты на строительство терминала для внутренних авиалиний могут составить до 4 млрд руб. Ранее планировалось, что вся реконструкция обойдется в 6,5 млрд руб.
И хабаровский губернатор, и представители инвестора, включая вице-президента УК «КОМАКС» Татьяну Семенову, сошлись на том, что главная проблема проекта на данном этапе — то, что проектная документация не может быть передана на госэкспертизу «по причине отсутствия земельных участков, которые попадают в зону застройки». Всего таких участков шесть, заявили представители аэропорта. МАХ, отметила Эльвира Ванюшкина, подписал соглашение о начале деятельности в ТОР и направило его в управляющую компанию — АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ). То есть МАХ готов получить статус резидента, как заявил по итогам совещания Вячеслав Шпорт, буквально «в течение недели».
В Минвостокразвития „Ъ“ подтвердили, что первый заместитель главы ведомства Александр Осипов проведет совещание по проекту одного из предполагаемых «якорных» резидентов ТОР «Хабаровск» «в ближайшее время» (по данным „Ъ“, мероприятие намечено на эту пятницу). В КРДВ официально прокомментировать ситуацию не успели, но один из участников совещания у Юрия Трутнева говорит, что корпорация рассчитывает решить вопросы с землей к середине весны — началу лета. «Три участка из требуемых семи приняты, но четыре еще не дооформлены»,— утверждает источник „Ъ“. Ситуация осложняется тем, что один из участков занимает административное здание, еще в ноябре 2015 года признанное краевым арбитражом самовольной постройкой, но владеющий зданием предприниматель в январе подал апелляционную жалобу на данное решение, и ближайшее заседание по делу пройдет лишь в марте.
Татьяна Семенова заявила „Ъ“, что планы инвестора «остаются неизменными». «Как только мы получаем землю, мы сдаем документацию на экспертизу, это три-четыре месяца, и нам нужно три года, чтобы проект реализовать. Есть некоторые ограничения (для строительных работ.— „Ъ“) по погоде. В рамках соглашения с КРДВ будет составлен график реализации проекта. Тогда мы можем вернуться к этому вопросу»,— сказала она. В то же время, хотя компания ведет работу на предмет получения финансирования с «российскими госбанками», Фондом развития Дальнего Востока и «продолжаются переговоры с японскими партнерами», более предпочтительными для проекта выглядят инвестиции в рублях, дала понять топ-менеджер: «Конечно, мы бы хотели, чтобы это были рублевые инвестиции: 80% пассажиропотока — это внутренние перевозки».