«Разница между премиальными и массовыми автомобилями сокращается»

2015 год стал роковым для авторынка в России

Автомобильные продажи в России по итогам 2015 года сократились почти вдвое. Такие данные приводят аналитики компании PricewaterhouseCoopers в ежегодном отчете о состоянии российского автомобильного рынка. С подробностями — корреспондент «Коммерсантъ FM» Петр Пархоменко.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В количественном выражении продажи автомобилей в России за прошлый год сократились на 45,3% и составили 1 млн 280 тыс. штук. При этом практически все крупнейшие автомобильные рынки планеты за тот же период показали рост в диапазоне от 5% до 20%. Так, например, продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в США в 2015 году обновили 15-летний максимум. Кроме России, автомобильные продажи в прошлом году падали лишь в Бразилии и в Японии, и если в первой это стало следствием сложной экономической ситуации, то во второй негативные результаты по итогам года специалисты связывают в первую очередь с повышением налога на малогабаритные автомобили, пользующиеся в Японии наибольшим спросом.

Как отметили представители PwC, сокращение российского авторынка в прошлом году могло бы быть еще более значительным, если бы не покупатели из сопредельных стран, которые в начале 2015 года покупали машины в России, так как это было выгоднее из-за разницы валютных курсов. Свою роль сыграли и меры господдержки, которые, по утверждениям аналитиков, обеспечили почти половину из общего количества проданных автомобилей. В условиях столь значительного сокращения рынка лучше других чувствовали себя отечественные и корейские производители, а также премиальные немецкие и японские бренды, которым удалось несколько увеличить свою долю на рынке.

Сравнивая результаты года по продажам новых и подержанных авто, аналитики отмечают, что последний в денежном выражении сократился лишь на 11% против 33% для рынка новых авто. При этом наблюдается интересная тенденция — разница в цене на подержанные автомобили премиальных брендов и машины среднего ценового сегмента сильно сократилась, отметил руководитель «Avito Авто» Сергей Литвиненко.

«Разница между дорогими, премиальными и более массовыми автомобилями сокращается. На рынке действительно есть очень хорошее предложение премиальных брендов. Что касается массовых сегментов, то мы видим смещение спроса в сторону более компактных автомобилей. Потребители, которые раньше покупали, условно говоря, новый Ford Focus, сейчас гораздо более активно смотрят на автомобили меньших сегментов, условно говоря, Hyundai Solaris на б/ушном рынке. И это очень интересная тенденция, мы видим, что это влияло и на цены, поскольку цены на эти недорогие автомобили очень сильно выросли», — подчеркнул Литвиненко в эфире «Коммерсантъ FM».

Говоря о будущем российского авторынка, аналитики PricewaterhouseCoopers отметили, что свой прогноз базировали на цене на нефть на уровне $40, отсутствии новых внешних экономических шоков и сохранении господдержки отрасли в запланированном объеме. Однако даже в таких условиях не следует рассчитывать на скорые улучшения на рынке, отметил представитель PwC Олег Малышев.

«На 2016 год прогноз по-прежнему негативный, при этом мы не ожидаем таких сильных уровней падения, как в 2015 году, тем не менее, это будет еще один непростой год для нашей отрасли. И мы ожидаем начала умеренного роста, уже начиная с 2017 года с выходом на докризисные пиковые уровни в нашей отрасли где-то к 2022 году», — прогнозирует Малышев.

Согласно прогнозу PwC, в будущем году рынок новых легковых автомобилей сократится на 14% — до 1,1 млн штук. По данным PricewaterhouseCoopers, в 2015 году рынок подержанных машин в денежном выражении превысил объем рынка новых авто, то есть около 1,8 трлн против 1,5 трлн.

Вся лента