«Производство углеволокна для России — очень слабо развитый сегодня бизнес»
Специальный проект «Траектория роста»
Несмотря на кризис, в России по-прежнему реализуются сложные и дорогие экономические проекты. В них инвестируются миллиарды долларов, задействованы тысячи предприятий, используются новейшие иностранные и отечественные технологии. Власти и бизнес уверены: запуск таких производств даст экономике тысячи рабочих мест и выведет ее на путь роста. Об опорных точках ожидаемого подъема — в материале Светланы Беловой.
Первыми покупателями российского углеволокна стали китайцы. Новый завод по выпуску композита открылся в особой экономической зоне «Алабуга» в прошлом году, потенциальные потребители еще только тестируют образцы, но в КНР уже торопятся заключить контракты. Мировое признание карбон заслужил за малый вес, пластичность, прочность и термостойкость. Подсчитано, что в общем обороте 40% углеродного волокна потребляет автомобилестроение, на космос и авиапром уходит 20% всего произведенного материала, еще 15% нитей используют в электронике и машиностроении. Лидерами по производству карбона считаются японцы и американцы, их догоняют турецкие, немецкие, корейские и китайские производители. Новый игрок на рынке — предприятие «Алабуга-волокно» — заходит со своим продуктом в нишу среднепрочного волокна. На этот материал приходится 80% процентов потребления. Россияне уверены, что недостатка в заказах не будет. Тем более что продукция «Алабуги» имеет веские конкурентные преимущества, отметил генеральный директор холдинговой компании «Композит» Владимир Хлебников.
«Три конкурентных преимущества, на наш взгляд, объективно сложились в России: на сегодняшний день в России заработная плата, как это ни печально, уже не выше, а ниже, чем в Китае в аналогичных отраслях. Второе — электроэнергия, она тоже ниже, чем в Китае. И третье — мы надеемся, что у нас появится в ближайшие два-три года свой ПАН-прекурсор, свое сырье. И у нас будет полный замкнутый цикл производства. Это мы говорим о ценностных характеристиках, то есть мы продаем волокно и готовы встретить любое ценовое предложение конкурентов на этом рынке», — подчеркнул Хлебников.
Стратегия компании «Композит» — предложить клиенту решение под ключ, то есть продать не просто углеволокно и ткани на его основе, но еще и консалтинговую поддержку, то есть специалисты готовы подсказать каждому партнеру лучшее техническое решение для конечного продукта. На внутреннем российском рынке потребности в углеродном материале пока скромные — речь идет о нуждах оборонного комплекса. ОПК ежегодно покупает около 200 тонн углеволокна за рубежом и еще чуть больше 100 тонн на отечественных предприятиях. Это два завода, которые работают еще с советских времен по старой технологии, и продукт у них выходит слишком дорогим. Со временем, возможно, и оборонно-промышленный комплекс перейдет на углеволокно из «Алабуги». Пока же военные тестируют новый материал. В любом случае, завод способен покрыть не только внутренние российские потребности, но и занять около 7% мирового рынка. К 2021 году в «Алабуге» планируют довести выпуск углеволокна до 12 тыс. тонн. Это предприятие рассчитано на будущие технологические прорывы, уверен заместитель гендиректора по инвестициям инвесткомпании «Универ-Капитал» Дмитрий Александров.
«С точки зрения ниши, это предприятие, играющее одну из ключевых ролей, потому что производство углеродного волокна для России — это очень слабо развитый сегодня бизнес. Объемы производства очень небольшие, а спрос на композитные материалы, в том числе и углеродное волокно, устойчиво растет в мире и в России, в том числе есть и отложенный спрос», — пояснил Александров.
Потребность промышленников в композитах растет с каждым днем. По прогнозам, уже через пять лет миру потребуется не 90 тыс. тонн углеродной нити в год как сейчас, а втрое больше. Некоторые эксперты считают, что карбон вскоре окончательно вытеснит традиционные материалы: камень, дерево и металлы. Противопоказаний к применению у углеродного волокна практически нет. Если присмотреться, пожалуй, в каждом современном доме найдется карбоновая вещь, например, хоккейная клюшка, велосипед, доска для серфинга или хотя бы рыболовная удочка. Одна из самых емких отраслей — автомобилестроение. В Китае, например, сейчас получил государственную поддержку проект строительства электромобилей. В этот новый сегмент и заходит российский поставщик. А у владельцев обычных, бензиновых авто, сейчас особым шиком считается декорирование карбоном отдельных частей салона, заверил глава компании «СТ-пластик» Михаил Серафимов.
«По жесткости и по своим характеристикам он иногда даже прочнее металла, например, алюминия или стали. На разрыв гораздо прочнее, на изгиб гораздо прочнее. В принципе, можно его использовать просто в декоративных целях, то есть сейчас это как целое направление идет. Вообще однослойная структура получается. Допустим, какую-то любую деталь выкладываем углеволокном, нужную толщину нагоняете, и получается просто красота», — отметил Серафимов.
Инвестиции в алабужский завод превысили 3 млрд руб., и на запуск последующих линий потребуется еще дополнительно примерно 12 млрд. Но затраты должны быстро окупиться. В мире не так много крупных производителей углеволокна. Самые успешные из них, например, Mapei (Италия) или Isovolta AG (Австрия), имеют десятки заводов и ежегодный объем продаж свыше €1 млрд. Их основные клиенты — предприятия автомобильной промышленности, судостроители и операторы ветроэнергетики. Однако у карбоновых материалов есть и противники. Например, в той же ветроэнергетике старые технологии оказываются более рентабельными, уверен основатель компании «Сапсан — энергия ветра» Валерий Васильев.
«Углеволокно я не использовал и не буду использовать. Зачем мне платить больше, когда у меня диаметр ветроколеса 5 м? Лопасть получается 2,5 м, она у меня и из стекловолокна получается очень жесткой и очень прочной. Я этой лопастью могу без особых хлопот ломать металлические заборы. А сделать ее легче и заплатить большие деньги для того, чтобы заказчик за это тоже заплатил большие деньги, с точки зрения здравого смысла, это глупо», — считает Васильев.
Еще одна перспективная отрасль — стройматериалы, в первую очередь арматура в высоконагруженных элементах здания. Пока в мире еще только начинают применять углеволокно в новом строительстве, но при реконструкции старых зданий карбоновые материалы уже доказали свою незаменимость. Известно, например, что если традиционные железобетонные конструкции покрыть углеродным полотном, то это снизит динамические нагрузки на конструкцию в четыре раза. Это значит, что сейсмоустойчивость объекта повышается на один-два балла — проверено на специальном испытательном полигоне. В России, кстати, 27 регионов находятся в сейсмоактивной зоне. И там, по данным министерства регионального развития, больше 20 тыс. объектов подлежат сейсмоусилению.