Вечером "Яндекс.Деньги"
Компания запускает сервис "Безопасная сделка"
"Яндекс.Деньги" предложили онлайн-площадкам, помогающим пользователям подыскать исполнителей работ и услуг, новый сервис "Безопасная сделка". Он гарантирует заказчику, что услуга будет оказана должным образом, а исполнителю — что его работа не останется без оплаты. За это "Яндекс.Деньги" будет брать комиссию с площадки в размере 4-5%. Первый партнер уже найден — сервис YouDo.com.
Платежное решение "Яндекс.Касса" от "Яндекс.Денег" запускает новый сервис "Безопасная сделка" специально для онлайн-площадок, где люди предлагают друг другу товары и услуги, рассказали "Ъ" в компании. "Безопасная сделка" защищает интересы участников онлайн-сделки. При оформлении заказа она замораживает на банковской карте клиента сумму оплаты и переводит ее другой стороне только после выполнения договоренностей на карту или кошелек в "Яндекс.Деньгах". Например, если человек закажет ремонт телевизора, сервис заморозит сумму стоимости работ и переведет ее мастеру, когда клиент подтвердит, что телевизор заработал, объясняют в "Яндекс.Деньгах".
К концу 2015 года в "Яндекс.Деньгах" было зарегистрировано около 25 млн кошельков, ежедневно открывается примерно 12 тыс. новых. Каждую секунду через сервис проходит до 600 платежей.
"Ежедневно пользователи совершают в интернете тысячи сделок. До сих пор они рассчитывались между собой наличными или переводили деньги через сайт,— объясняет коммерческий директор "Яндекс.Денег" Александр Магомедов.— Первый вариант не дает гарантии качества услуг, второй создает сложности для самой площадки — в частности, с организацией платежей и документооборотом. С помощью "Безопасной сделки" р2р-сервисы могут выступать исключительно в роли информационного посредника".
В ближайшее время "Безопасную сделку" подключит сервис YouDo.com, помогающий людям находить исполнителей различных задач. Сооснователь и гендиректор YouDo.com Денис Кутергин подтвердил "Ъ" эту информацию: "Надеюсь, уже в марте распространим на всех пользователей". Еще с несколькими сервисами "Яндекс.Касса" ведет переговоры о подключении.
Популярность услуги подбора частного подрядчика через специальные онлайн-сервисы в последние годы растет, как и объем этого рынка в России. Сейчас в стране работает несколько десятков подобных компаний, среди них LiveMaster, Profi.ru, Avito и т. д. Так, в 2015 году число заказов на YouDo выросло втрое, база исполнителей превышает 70 тыс. человек, и сейчас каждый день совершается более 2 тыс. сделок со средней стоимостью заказа 2,5 тыс. руб., то есть оборот одного сервиса составляет около 150 млн руб. в месяц. Годовой оборот сервисов этого типа измеряется миллиардами, а мировой рынок бытовых услуг в YouDo оценивают в $600-800 млрд.
Онлайн-площадки по поиску исполнителей обычно зарабатывают на комиссии, которую они берут с исполнителя заказа. Размер вознаграждения, как правило, укладывается в диапазон 5-20%. За операции по безналичным переводам "Яндекс.Касса" взимает комиссию, ее размер зависит от среднего чека, объема платежей и типа услуг — обычно она составляет 4-5%. Площадки заинтересованы в безналичных платежах: они повышают надежность сделок, лояльность заказчиков и исполнителей, а также упрощают внутренние процессы, убеждены в "Яндекс.Деньгах", во многих случаях сервисы готовы снижать собственную комиссию за проведение сделки.
"Безопасная сделка" — первый подобный сервис в России, утверждают в компании. Впрочем, по мнению главы ассоциации "Электронные деньги" Виктора Достова, подобные сервисы идеологически "очень стары": начались они с банковских аккредитивов, а после появления электронных инструментов расчетов появились и там. Тем не менее затея "Яндекс.Денег" объединить протекцию и платежи с карт в специальный пакет для продавцов-юрлиц "весьма привлекательна", это приведет к расширению аудитории покупателей за счет большей уверенности в получении товара или услуги, полагает господин Достов.
Есть и схожие конкурентные продукты: например, eBay и другие онлайн-аукционы покупателю предлагают простую и надежную страховку сделки, позволяющую получить свои деньги обратно. "А при платеже по картам изначально есть встроенный механизм возврата (chargeback), хотя громоздкий и неудобный. Так что конкуренция в области защиты клиента будет только расти",— резюмирует Виктор Достов.