Единороссы подкатили к демонстрациям
Поправки по приравниванию автопробегов к демонстрациям приняты без думской оппозиции
Госдума голосами единороссов одобрила в первом чтении законопроект, приравнивающий автопробеги к демонстрациям. Думская оппозиция опасается, что накануне думских выборов перемещение любых автомобилей с партийной символикой может быть приравнено к акциям, которые придется согласовывать с властями.
Поправки в закон о порядке проведения массовых акций были приняты голосами «Единой России». Рассмотреть правительственный законопроект планировалось в декабре 2015 года, но этого делать не стали, «потому что были проблемы с дальнобойщиками», протестовавшими против системы взимания платы за проезд «Платон», поскольку поправки с ними не связаны, уверяет собеседник “Ъ” в Госдуме. Проект меняет термин «демонстрация»: ею становится «организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан» с использованием средств наглядной агитации во время передвижения, в том числе на транспортных средствах. Другая поправка не позволит проводить пикеты (а одиночные пикеты не нужно согласовывать) с использованием «быстровозводимых сборно-разборные конструкции», то есть палаток или агитационных кубов.
Замминистра внутренних дел Игорь Зубов обосновывал депутатам инициативу тем, что в 2014–2015 годах прошли акции с использованием таких «недостаточно регламентированных в законодательстве форм публичного выступления граждан, как палаточный городок в общественном месте и автопробег». В 2014 году в акциях участвовало 4 тыс. человек и 1,5 тыс. транспортных средств в 27 регионах, а в 2015 году — 35 тыс. человек и 3 тыс. транспортных средств в 59 регионах, заявил он. Из пояснительной записки к проекту следовало, что он разработан во исполнение поручения, содержащегося в протоколе оперативного совещания Совбеза РФ от 5 декабря 2014 года, и поручения вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина от 25 февраля 2015 года.
«Почему вы, так прозорливо готовя законопроект, не учли другую форму протеста, относительно новую, как, допустим, штрафовать за переход пешеходного перехода в колонну по одному в одну, а потом в другую сторону?» — поинтересовался Сергей Иванов из ЛДПР у господина Зубова. Депутат Юрий Синельщиков из КПРФ заявил, что во многих парторганизациях «на местах есть автомобили, на которых нанесена партийная реклама»: «Надо ли понимать, что любое перемещение, любые поездки на автомобилях такого рода теперь будут приравниваться к демонстрациям?» «Коротко говорю — нет»,— заверил Игорь Зубов коммуниста. Дмитрий Гудков, исключенный из фракции справороссов, напомнил, что активист Ильдар Дадин в Москве был задержан «за одиночный пикет и три года тюрьмы получил». «Правильно сказали депутаты от КПРФ: три автомобиля, которые развозят газету во время выборов,— все, уже повод трактовать как нарушение закона»,— заявил господин Гудков.
Депутат-коммунист Николай Коломейцев пытался выяснить, как согласовывать движение автоколонн с символикой. «До войны в Донбассе проводили одновременно в трех регионах автопробег: Ростов, Донецк, Луганск, предварительно согласовывая 36 митингов? Или, скажем, в Сталинград с аналогичным подходом, куда мы должны подать заявку? Или вот “Ночные волки” захотели к Берлину проехать. Вот кому они должны, в ООН заявку или куда?» Игорь Зубов после этого сам привел пример с подачей уведомлений на митинги коммунистов по ходу автопробега: «Точно так же вы подаете туда же одно уведомление о том, что проводите автопробег с митингами или без митингов, указываете свой маршрут, цели и так далее».
Тут замминистра стал уже подчеркивать, что «закон носит технический характер». «Слово “технический” применяют для того, чтобы сказать: ребята, вы тут побыстрее, так, не вникая, примите, и мы пойдем его выполнять»,— отметил коммунист Владимир Федоткин.
«Законопроект не учитывает нюансы протеста с использованием мотосредств, который не должен регулироваться точно так же, как “пешеходный протест”»,— считает первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов. К тому же «кризисные явления нарастают, протестные настроения будут возникать у людей, нельзя тупо их подавлять, их нужно выводить в легальное русло». По нынешней терминологии законопроекта, если взять две партийные «Газели» с лозунгом ЛДПР «Долой коррупцию!» и двух водителей, то уже получится демонстрация, заявил “Ъ” глава комитета по общественным организациям Ярослав Нилов. И если на начальной стадии закон «могут и не применять», при необходимости он может быть задействован во время выборов, опасается он.