РЖД приглашают на пересадку
Госмонополия нашла нового инвестора для Перми II
АО «РЖД» предложило пермским властям инвестора для реализации проекта транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь II. Это корпорация «Трансстрой», совладельцем которого ранее являлся бизнесмен Олег Дерипаска. Стоимость проекта оценивается в 15 млрд руб., еще 1,5 млрд руб. необходимо вложить в реконструкцию улицы Строителей, которая соединит узел с Южным обходом города. Над проектом реконструкции улицы в мэрии уже работают.
АО «Российские железные дороги», собственник железнодорожного вокзала Пермь II, предложило нового инвестора для реконструкции этого комплекса, сообщил вчера на заседании комитета по инфраструктуре законодательного собрания Пермского края глава краевого минтранса Алмаз Закиев. Эта компания, по словам господина Закиева, оценивает пермский проект транспортно-пересадочного узла (ТПУ) как самый интересный в России. В настоящее время компания занимается проработкой эскизных решений, а проектно-сметная документация появится не ранее 2017 года. Вчера он сообщил депутатам, что это компания «Трансстрой». По данным „Ъ“, речь может идти о корпорации «Трансстрой», которую ранее через «Базовый элемент» контролировал Олег Дерипаска. Эта корпорация реализовывала проекты к Олимпиаде в Сочи и реконструировала ВПП во Внуково. Господин Дерипаска, как уверяют его представители, еще в декабре 2014 года продал порядный холдинг своему знакомому Егору Андрееву. Однако при этом предприниматель продолжает публично появляться на объектах, которые ведет «Трансстрой»
Господин Закиев пояснил „Ъ“, что предполагается сохранить идеологию создания транспортно-пересадочного узла, предложенного компанией «РВ-Пермь». Так, будут объединены автовокзал и железнодорожный вокзал. При этом предполагается, что одновременно с этим проектом будет реализована реконструкция улицы Строителей, что даст возможность междугородним автобусам сразу выходить на Южный обход Перми и Красавинский мост. «Проект реконструкции улицы Строителей уже разрабатывается администрацией Перми. Губернатор поставил нам этот объект в число приоритетных. Постараемся реализовать его побыстрее, в 2017–2018 годах. Это очень тяжелый проект, связанный со сносом многочисленных частных строений. Средства изыскиваются из совместных источников: как дорожного фонда Пермского края, так и бюджета города Перми. Город один такой проект не потянет», — отметил господин Закиев. Стоимость всего проекта создания ТПУ он оценил в 15 млрд руб., вложения в реконструкции улицы Строителей — в 1,5 млрд руб.
Весной 2015 года АО «РЖД» представили проект реконструкции вокзала Пермь II на градсовете. Было предложено провести реконструкцию вокзала путем строительства многофункционального комплекса (с выносом до трамвайного кольца) площадью 84 тыс. кв. м, включающего четыре наземных и три подземных этажа. Площадь нового железнодорожного вокзала составит 13,6 тыс. кв. м, из которых 766 кв. м — коммерческие. Кроме того, предлагается провести реконструкцию тоннеля и соединить Горнозаводское и Главное направления Транссибирской магистрали. В южной части предлагается построить новое здание автовокзала площадью 5 тыс. кв. м. В полосе отвода железной дороги предполагается строительство четырехэтажного офисного центра площадью 31,5 тыс. кв. м, восьмиэтажной гостиницы (площадью 24,8 тыс. кв. м) и перехватывающей парковки. На землях бывшего Товарного двора планируется строительство гипермаркета площадью 48 тыс. кв. м. Объем инвестиций в проект оценивается в 10 млрд руб., срок окупаемости семь лет.
Ъ Здание вокзала Пермь II общей площадью 3512 кв. м было принято в эксплуатацию 5 ноября 1962 года, находится в собственности РЖД. Его реконструкцией власти края озаботились в 2006 году. Чиновников не устраивает внешний облик и дефицит площадей. Расчетная вместимость здания вокзала — 5767 чел./сут., среднесуточный же пассажиропоток составляет 8045 чел.
Первый проект транспортно-пересадочного узла впервые разрабатывался в 2011 году специалистами Deutsche Bahn International GmbH. Тогда разработку проекта спонсировал краевой бюджет, потратив 24,5 млн руб. В декабре 2012 года губернатор Пермского края Виктор Басаргин и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписали соглашение о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2013–2016 годы. Прикамье и РЖД договорились о выделении 150 млн руб. на разработку проектной документации. Для реализации проекта реконструкции железнодорожного вокзала создано ОАО «РВ-Пермь». Краевые власти перечислили в уплату уставного капитала оператора по реконструкции вокзала «РВ-Пермь» 150 млн руб. Предполагалось, что эти же средства внесет и головная организация «РЖД — Развитие вокзалов». Средства должны были быть направлены на создание проектно-сметной документации. Однако эти деньги за два года так и не поступили, на краевые средства руководство компании выкупило имущественный комплекс так называемого «Товарного двора», сейчас край является обладателем 99% акций АО «РВ-Пермь». В конце прошлого года проект был остановлен якобы из-за судебных тяжб по поводу земельного участка, на котором расположен вокзал. АО «РВ-Пермь» оказалось финансово несостоятельным.
Собеседник „Ъ“ в мэрии подтвердил, что ведется работа над проектом реконструкции улицы Строителей. Идут переговоры с потенциальным инвестором. На данный момент разрабатывается проект реконструкции автодороги. Схема финансирования стройки следующая: 75% всех инвестиций вложит край, 25% — город.
В пресс-службе корпорации «Трансстрой» „Ъ“ заявили, что ничего не знают о пермском проекте.