Акциз пошел на повышение
Законопроект о росте сборов на топливо поступил в Госдуму
Правительство поддержало законопроект Минфина о росте акцизов на бензин и дизельное топливо, что должно в итоге принести бюджету почти 90 млрд руб. Вчера законопроект был внесен в Госдуму. В нефтекомпаниях, которым грозит еще и инициатива Минфина по росту НДПИ, уже начали подсчитывать потери. По мнению аналитиков, для компенсации акциза компаниям придется поднять цены на заправках.
Правительство внесло в Госдуму законопроект о внеплановом повышении акцизов на бензин и дизтопливо, информация об этом появилась вчера на сайте парламента. Предложенный Минфином законопроект должен был рассматриваться на заседании правительства в прошлый четверг, однако тогда сообщений о его одобрении не было. Согласно проекту, с 1 апреля этого года ставка акциза в расчете на 1 л бензина вырастет на 2 руб., дизтоплива — на 1 руб. Так, ставка акциза за тонну бензина "Евро-5" вырастет с 7,53 тыс. до 10,13 тыс. руб., за тонну дизтоплива — с 4,15 тыс. до 5,293 тыс. руб. По оценке правительства, это принесет в бюджет в этом году 89,3 млрд руб. Традиционно акцизы меняются раз в год, и с 1 января они уже повышались — на 26,6% по бензину и на 16,9% по дизтопливу.
С идеей о повышении акцизов на топливо в начале февраля выступил Минфин, который за счет увеличения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль добивается покрытия дефицитного бюджета этого года. Весь прошлый год ведомство искало способы изъятия новых налогов на отрасль и в итоге добилось заморозки ставки экспортной пошлины на уровне 42%, что должно принести в бюджет 200 млрд руб. Теперь Минфин предлагает дополнительно повысить и НДПИ на нефть, скорректировав его формулу (см. "Ъ" от 8 февраля). По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, против этой идеи выступают "почти все, кроме Минфина". Как рассказывают источники "Ъ" на рынке, сейчас рост акцизов обсуждается в контексте возможного повышения НДПИ: нефтяники считают, что повышением акцизов и стоит ограничиться. Но, как писал "Ъ", корректировка формулы НДПИ приведет к изъятию около 1 трлн руб. при цене на сырье $30 за баррель, что грозит гораздо большими потерями для нефтяников, чем при росте акцизов. Вице-президент ЛУКОЙЛа Владимир Некрасов оценил потери от нового повышения акцизов в апреле примерно в 30 млрд руб. А источник "Ъ" в "Газпром нефти" отметил, что потери компании "будут меньше, но тоже существенными".
Хотя в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что "повышение ставок акцизов в условиях снижения мировых цен на нефть не должно оказать существенного влияния на цены на топливо на внутреннем рынке", нефтяные компании уже начали объявлять о планах повышения цен на бензин на АЗС. Так, вчера Владимир Некрасов объявил, что с 1 апреля ЛУКОЙЛ начнет постепенно повышать цены на бензин на своих АЗС на 2 руб. в течение года. В противном случае, указывают в компании, производство бензинов станет невыгодным. Впрочем, источник "Ъ" в другой нефтекомпании отмечает, что, несмотря на рост акцизов, цены в основном зависят от баланса спроса и предложения. Сейчас рынок бензина сбалансирован, и, несмотря на резкое повышение цен в опте, на заправках они до последнего времени снижались. Но, отмечает Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков", конъюнктура изменится весной во время ремонтов на НПЗ. По его мнению, нефтяным компаниям придется повысить цены на топливо, если они намерены сохранить текущий уровень маржи в переработке и сбыте, который и так снизился из-за роста акциза с января 2016 года.