Авторынок включил вторичную передачу
Подержанные машины продаются лучше новых
Несмотря на то что рынок машин с пробегом в 2015 году сократился впервые с 2009 года, его объем в денежном выражении превысил результаты продаж новых автомобилей. С учетом девальвации рубля и индексации цен на новые модели все больше потенциальных покупателей делают выбор в пользу подержанных машин. Существенные объемы продаж обеспечивают и перекупщики из стран СНГ. По мнению экспертов, развитие продаж подержанных автомобилей — "практически единственный" вариант выживания в кризис для дилеров.
Вчера PwC совместно с "Avito Авто" представила исследование о рынке подержанных машин в 2015 году и его перспективах. В 2015 году рынок машин с пробегом впервые с 2009 года упал на 19%, до 4,9 млн машин. Перекос спроса в сторону вторичного рынка, который наблюдался последние несколько лет, только усилился — соотношение продаж подержанных машин к продажам новых автомобилей выросло по сравнению с 2014 годом в количественном отношении с 2,6 до 3,8.
Кроме того, объем вторичного рынка автомобилей в денежном выражении обогнал первичный почти на 19%, до 1,8 трлн руб. Впрочем, с этой оценкой не согласен источник "Ъ" в одном из крупнейших официальных дилеров РФ. Он поясняет, что дилер, покупая машину с пробегом для последующей продажи, должен ее зарегистрировать. В итоге получается искажение статистики, считает он. Глава "Avito Авто" Сергей Литвиненко признает, что искажение может быть, но скорее на уровне погрешности: доля продаж официальных дилеров — всего 7-8%.
По данным PwC и "Avito Авто", с учетом девальвации рубля и роста цен сегодня новая Lada Granta стоит столько же, сколько Ford Focus с пробегом, а новый Hyundai i40 равен по стоимости подержанному Mercedes E-класса. Одной из наиболее ликвидных моделей остается Toyota LC, которая очень медленно теряет в цене по мере использования, отмечает господин Литвиненко. По данным онлайн-аукциона подержанных машин CarPrice, в среднем с декабря 2015 года цены выросли на 6%. Так, Audi A6 теперь стоит порядка 431 тыс. руб., BMW X5 покупают за 1,2 млн руб., а Nissan Qashqai — за 592 тыс. руб.
Но рост цен не останавливает перекупщиков подержанных автомобилей из других стран, для которых покупка машин в России стала выгодна на фоне девальвации. В Auto.ru "Ъ" рассказали, что сейчас разница в стоимости автомобиля в России и за рубежом с учетом слабого рубля достигает 30%. Так, средняя стоимость BMW X5 2011 года в России — €20 тыс., в Белоруссии — €26 тыс., в Германии — €29 тыс. Объем машин, проданных на сайте и затем появившихся на аналогичных сайтах в Белоруссии, Казахстане и Германии, вырос на 26% по сравнению с декабрем. Наиболее популярные модели — BMW X5, Audi A6, Mercedes E-класса. При этом глава CarPrice Эдуард Гуринович отмечает крайне болезненную реакцию потенциальных российских покупателей на волатильность рубля и считает, что в текущей ситуации даже 100 руб. за доллар — лучше, чем неопределенность.
Сергей Литвиненко считает, что развитие направления подержанных машин — практически единственный вариант выживания в кризис для дилеров (на сервисе потребители уже экономят). Учитывая, что доля официальных дилеров на вторичном рынке мала (в РФ 7-8%, а, например, в Великобритании — 30-35%), потенциал роста действительно большой. В крупнейших дилерских холдингах "Ъ" вчера рассказали, что за последние несколько лет им удалось серьезно нарастить долю машин с пробегом в общем объеме продаж. Так, у ГК "Автомир" в РФ в 2014 году она была 19,4%, а в 2015-м — 28,4%; план на нынешний год — нарастить продажи до 35%. У лидера рынка — "Рольфа" в 2014 году доля продаж подержанных машин составляла 21%, в 2015-м — уже 26%; план на 2016 год — достичь 30%.