TongTai обрабатывает Воронеж
Станкостроительная компания Тайваня присматривает в регионе площадку под завод
Тайваньская станкостроительная компания TongTai совместно с российским поставщиком ООО «УК “Прайд инжиниринг”» рассматривает возможность строительства в Воронежской области станкостроительного завода за 1,5 млрд руб. Региональные власти предложили компании несколько участков, но пока, по данным облправительства, инвестор не определился с параметрами будущего завода. Эксперты отмечают в России недостаток современных станкостроительных производств, констатируя резкий рост рублевой стоимости импортной продукции.
Вопрос строительства тайваньским и российским инвесторами станкостроительного завода вчера обсуждался на совещании в Воронежском облправительстве. По итогам встречи президент компании TongTai Жуй Йен и председатель совета директоров «Прайд инжиниринг» Семен Кожевников подписали соглашение о сотрудничестве в создании совместного предприятия в Воронежской области. Речь идет о строительстве завода стоимостью около 1,5 млрд руб., на котором предполагается создать 60 рабочих мест. Присутствовавший на совещании руководитель областного департамента экономического развития Анатолий Букреев рассказал „Ъ“, что компания деталей возможного проекта не сообщала: «Мы предложили инвестору четыре-пять участков, они пока думают».
TonTai, по собственным данным, основана в 1969 году, имеет представительства в большинстве стран мира. Уставный капитал — $84 млн. Производственные мощности в Тайване располагаются на 66 тыс. кв. м. Компания производит 146 моделей высокоточных станков для приборостроения, судостроения, железнодорожного машиностроения, аэрокосмической отрасли, общего машиностроения и производства вооружений, а также автомобилестроения. Речь идет о вертикальных и горизонтальных обрабатывающих центрах, одно- и двухшпиндельных горизонтальных токарных станках с ЧПУ, токарно-карусельных и высокоскоростных сверлильных станках. Общая годовая мощность предприятий компании — около 2,85 тыс. станков. По объему производства занимает первое место в Тайване и 41-е в мире. Среди заказчиков компании — Suzuki, Honda, Yamaha, Toyota, Mitsubishi, Hyundai, Hitachi, Nissan, Sanyo Electric, Toshiba, Singer Industries. ООО «УК “Прайд инжиниринг”», по собственным данным, работает на российском рынке с 2003 года. Владеет сервис-центром и техническим центром в Москве. Компания поставляет оборудование для металлообработки предприятиям различных отраслей промышленности — энергетической, оборонной, автомобильной.
Региональные власти не первый раз пытаются привлечь в регион инвестора для строительства станкостроительного завода. В конце 2013 года планы создания в Воронеже такого предприятия анонсировало ООО «Инженерно-консалтинговая фирма “Солвер”». Предполагалось, что на заводе будет производиться металлорежущее оборудование. Губернатор Алексей Гордеев тогда предлагал инвесторам занять участок в расположенном под Воронежем индустриальном парке «Масловский». Пока этот проект не реализован. А в октябре 2015 года «Солвер» совместно с бразильской Industrias Romi анонсировал планы строительства (уже на территории ОЭЗ «Липецк») производства токарных, фрезерных и «других станков для общего машиностроения». Объем инвестиций в производство мощностью 500 изделий в год генконструктор «Солвера» Радислав Бирбраер оценивал „Ъ“ в $50–80 млн. Губернатор Липецкой области Олег Королев ожидал, что в случае реализации проекта предприятие сможет выйти «на 25% объема производства станков» в стране.
Заместитель главного редактора отраслевого портала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов отмечает существенный рост цен на импортные станки, связанный с девальвацией рубля, поэтому произведенные в России станки TongTai, по его мнению, «будут определенно пользоваться спросом». Он также добавил, что российский «Прайд инжиниринг» — «проверенный дистрибутор», который «хорошо известен на отечественном рынке и обладает налаженными связями с машиностроительными заводами». Сроки окупаемости проекта господин Хазанов оценил в пять-шесть лет в зависимости, в частности, от динамики продаж. Впрочем, управляющий партнер практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО центр» Дмитрий Коляков отметил, что «станки как средства производства характеризуются более длительным инвестиционным циклом, чем товары народного потребления», в связи с чем «текущая конъюнктура в таких производствах менее важна, чем прогноз будущего инвестиционного спроса». «С учетом перспектив импортозамещения и повышения конкурентоспособности по сравнению с зарубежными аналогами из-за динамики валютных курсов проект вполне может остаться весьма актуальным для российского рынка станкостроения. Как перспективы привлечения финансирования, так и окупаемость самого проекта в большей степени зависят от ситуации в российской банковской сфере, чем в станкостроении: со стороны самого проекта, возможно, меньше рисков, чем со стороны финансовых организаций», — пояснил господин Коляков.
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов отмечает, что тайваньская корпорация «уже не первый год видит в России прибыльный рынок сбыта»: «Тайваньские производители на третьем месте в структуре российского импорта, на первом месте Китай. Востребованность в автоматизированном оборудовании, тем более в произведенном без наценок в России, будет расти в связи с развитием внутреннего производства. Полагаю, что крупные банки с госучастием не будут видеть рисков в кредитовании такого проекта. Окупится завод через пять-шесть лет после полного ввода в эксплуатацию».