«Нам нужен диалог, чтобы предприниматели не боялись заниматься бизнесом»
Сергей Иванов решит споры бизнесменов и правоохранителей
Владимир Путин создал рабочую группу для улаживания конфликтов бизнеса с правоохранителями. Такое решение было принято после встречи президента с главой Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным. В группу войдут 11 человек: четыре представителя бизнес-объединений — РСПП, Торгово-промышленной палаты, «Опоры России» и «Деловой Россия», четыре чиновника из Генпрокуратуры, Следственного комитета, МВД и ФСБ, атакже два помощника президента — глава государственного правового управления Лариса Брычева и помощник по экономическим вопросам Андрей Белоусов. Возглавит группу руководитель президентской администрации Сергей Иванов. Глава «Опоры России» Александр Калинин ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.
— Расскажите подробнее об этой группе, как она будет работать, и какие вопросы вообще собираются обсуждать?
— Согласно тексту распоряжения, эта рабочая группа по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства. Она будет собираться не реже, чем раз в квартал, и она обязана обеспечить взаимодействие организаций предпринимателей с органами федеральной и исполнительной власти. Имеет право запрашивать, получать в установленном порядке информацию, материалы, приглашать на заседание должностных лиц, а по составу рабочей группы вы сказали уже, что туда входят именно представители администрации президента, представители четырех бизнес-объединений и представители основных силовых ведомств.
— От «Опоры России» непосредственно кто войдет?
— От «Опоры России» — президент Калинин Александр Сергеевич.
— То есть вы и войдете?
— Да, это я.
— Скажите, почему возникла вообще необходимость в такой группе?
— Бизнес фиксирует в последнее время, — и не только бизнес, кстати, и, видимо, экспертно-аналитическое управление администрации президента фиксирует, — что уголовное преследование в сфере предпринимательской деятельности в последние два года усилилось, и в послании президента Федеральному собранию были приведены эти цифры 2014 года. Было возбуждено 200 тыс. уголовных дел в предпринимательской сфере, из которых вердиктом суда закончились только 30 тыс., соответственно, получается, 80% дел развалились в процессе дознавательных и следственных действий. Соответственно, не оправдано такое большое использование уголовных, уголовно-процессуальных норм в предпринимательской сфере, и президент поручил в послании Федеральному собранию декриминализировать часть статей, к примеру, Уголовного кодекса. Вполне возможно их перевести в административное расследование. Это мы говорим о том, что пределы по уголовным статьям, допустим, мошенничество, которые относят к составу крупные, особо крупные преступления, давно уже не отвечают тем реалиям, которые сегодня в экономике. Ну, есть 250 тыс. предел. Он явно неадекватен.
— Скажите, что получается сейчас, например, бизнес-омбудсмен, другие правительственные группы не помогают, не справляются?
— Здесь, на самом деле, решение системное и правильное, своевременное. У нас просто ведь нет прямого контакта с руководством МВД, с руководством Следственного комитета. Естественно каждый занимается тем функционалом, которым и обязан заниматься, но иногда нужно проводить прямое общение и говорить о тех проблемах, которые накопились в этой сфере. Раньше наоборот правоохранительные органы старались дистанцироваться от регулярного общения с бизнесом, поскольку предполагали, что, наверное, мы будем лоббировать интересы отдельных членов. Но сегодня нам нужен постоянный диалог на такой авторитетной площадке, как администрация президента, чтобы действительно декриминализировать ситуацию в предпринимательской сфере, чтобы предприниматели не боялись заниматься бизнесом, чтобы не было опасения, что, когда ты вырастишь свой бизнес, у тебя какой-то конкурент, к примеру, воспользовавшись своими связями и лазейками в законодательстве, попытается через уголовное преследование убрать твой бизнес. И так далее, вот это и нужно обсуждать.
— Ну, то есть, вы надеетесь, что вот эта группа поможет это все искоренить? Это же очень большая работа.
— Она обязана помочь. Она для этого и создается.