«Если будут санкции на Boeing, нам придется пересесть на собачьи упряжки»
Специальный проект «Траектория роста»
Несмотря на кризис, в России по-прежнему реализуются сложные и дорогие экономические проекты. В них инвестированы миллиарды долларов, задействованы тысячи предприятий, использованы лучшие иностранные и отечественные технологии. Запуск новых производств даст экономике тысячи новых рабочих мест и выведет ее на путь роста, уверены власти и бизнес. Об опорных точках грядущего подъема — в материале Светланы Беловой.
МС-21 — это магистральный самолет XXI века. Российские авиастроители позиционируют его как машину, превосходящую зарубежных конкурентов в ближне- и среднемагистральной категории. Многие показатели действительно уникальны. Главным козырем МС-21 считается так называемое «черное крыло», то есть детали самолета выполнены из полимеров. Композитные крылья за счет того, что они легче металлических, позволяют самолету экономить на топливе. В среднем расход уменьшается на 6-8%.
Airbus и Boeing тоже используют подобные материалы, но производство основано совсем на другом методе. Там уже пропитанную специальным составом углепластиковую ткань выкладывают на поверхность в несколько слоев и помещают в печь. А на российском заводе «АэроКомпозит» в Ульяновске разработали более эффективное решение — метод вакуумной инфузии. Сухой углеродный наполнитель выкладывают на композитную оснастку, которая формирует аэродинамический контур крыла. Затем его закрывают особыми технологическими материалами и отсасывают воздух, то есть заготовку «заключают» в вакуум. После отправляют в печь, куда подается разогретый связующий материал — эпоксидная смола. Кроме того, ульяновский завод — единственный в мире, который и выпекает композитные детали и тут же собирает крылья самолетов. В целом проект МС-21 оказался вызовом всей авиационной промышленности страны. Сразу нескольким заводам пришлось осваивать технологии будущего, отметил в эфире канала «Россия 24» директор ульяновского филиала корпорации «Иркут» Сергей Милюков.
«Около пяти заводов участвуют в строительстве самолета МС-21, и для каждого из заводов это очень положительное явление, поскольку реализуется новейшая технология авиационного производства, за которой будущее. Каждый завод, получив кусок самолета МС-21, имеет возможность освоить эти новые технологии», — рассказал Милюков.
Сейчас на опорном заводе проекта «Иркут» разрабатывают две версии МС-21 разной вместимости — на 176 и на 211 мест. Озвучены предположения, что уже через 20 лет в небо поднимутся 1080 самолетов. Большинство из них пополнят авиапарки отечественных перевозчиков. Эта стратегическая задача общенационального значения, убежден президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации», авиаэксперт Олег Смирнов.
«Мы 95% пассажирооборота выполняем на самолетах западного производства. Это значит, что огромные деньги, которые наши авиакомпании платят за эти западные самолеты, за их техническое обслуживание, за запасные части, за подготовку экипажей, за тренажеры отправляются за рубеж. Сегодня мы имеем очень плачевный результат недооценки жесткой привязки к западной воздушной технике. Если будут объявлены санкции на Boeing и Airbus, мы с вами вынуждены будем пересесть на собачьи и оленьи упряжки», — опасается Смирнов.
Особое внимание авиаэкспертов приковано к сердцу будущего самолета — его двигателю. На пермском заводе разработали агрегат, который получил название ПД-14. Это первый российский двигатель пятого поколения. Кстати, из всех агрегатов мира, использующихся в авиации, только 15% — именно этого высокого стандарта. Начало испытаний ПД-14 отметил даже президент Владимир Путин. Поздравляя разработчиков, он напомнил, что подобного крупного события в стране не было 29 лет. Проект ПД-14 станет основой для целой серии отечественных двигателей, пояснил главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.
«Фактически речь идет о создании семейства двигателей на основе одного газогенератора. Будет создаваться несколько двигателей. ПД-14 — просто первый в линейке. Чем он хорош? Он сделан по совершенно классической схеме двухконтурного двухвального двигателя, то есть там нет каких-то радикальных технических новшеств, но просто там все доведено до совершенства», — сообщил Синицкий «Коммерсантъ FM».
Уже к 2020 году завод «Иркут» планирует выйти на уровень производства 40 самолетов МС-21 в год. Инвестиции в проект составляют почти $4 млрд, а уровень окупаемости, по подсчетам Объединенной авиастроительной корпорации, лежит в районе 400 машин. Первые так называемые мягкие заказы уже есть. Основная ориентация — на покупателей из Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, страны СНГ, а в перспективе и европейские компании. Россия выводит свой продукт в самый востребованный сегмент — на ближнемагистральные самолеты приходится 50% всего рынка пассажирских перевозок. Но в этом есть и большой минус — слишком высока конкуренция, отметил аналитик инвестиционного департамента ВТБ 24 Олег Душин.
«Стал подавать надежды Иран в последнее время. У него огромный массивный заказ. И есть такой задел за счет именно дешевизны, потому что по всем другим параметрам пока мы отстаем. И отстаем не только по параметрам качества изготовления, но и по параметрам маркетинга, то есть Boeing и Airbus — более продвинутые в плане продвижения. Они более умело скрывают все недостатки самолетов. И, соответственно, все наши недостатки сразу же выпячиваются, в том числе конкурентами», — подчеркнул Душин.
Достоинства МС-21 оценят и пассажиры: коленки высоких людей не будут упираться в переднее кресло, тучным путешественникам тоже будет комфортно сидеть, увеличен объем багажных полок и ширина прохода между рядами. Разойтись можно будет даже со стюардессой с тележкой. Кстати, просторный салон — это не просто забота о комфорте пассажиров. Этот параметр позволяет быстрее производить загрузку и выгрузку ручной клади. Казалось бы, мелочь, но это сокращает время оборота в аэропорту на шесть-семь минут, то есть снижаются издержки оператора и увеличивается налет лайнера.