Остается только земля
Анна Сотникова о фильме Теренса Дэвиса «Песнь заката»
"Песнь заката" — духоподъемная экранизация Льюиса Грассика Гиббона англичанином Теренсом Дэвисом. В главной роли — весьма неубедительная бывшая модель Агнесс Дейн, в остальном это большая мелодрама о близости человека к земле
Крис Гатри (Агнесс Дейн) живет на ферме посреди шотландских полей с отцом-деспотом (Питер Муллан), вечно виноватым братом (Джек Гринлис), еще двумя младшими братьями и депрессивной мамой (Даниэла Нардини). Крис учится в колледже, мечтает стать учительницей и уехать с фермы подальше, но неприятности сыплются на нее в геометрической прогрессии — сначала вся семья коллективно страдает от выходок отца, потом довольно пожилая мать в муках рожает двойню, но держится недолго: вскоре она покончит с собой и близнецами, и Крис придется остаться. Противная тетушка забирает младших братьев, старший брат находит работу в городе. Крис живет наедине с отцом, но это тоже ненадолго — его хватит удар, и следить за ним теперь нужно, конечно же, ей. Одна радость — молодой сосед-фермер (Кевин Гатри) время от времени бросает на Крис недвусмысленные взгляды.
Экранизацию классического шотландского романа Льюиса Грассика Гиббона режиссер Теренс Дэвис задумал очень давно — вскоре после "Обители радости" (2000) он почти запустил сценарий в производство, но тогда у него начались проблемы с финансированием, и проект пришлось отложить на неопределенный срок. Он пытался вернуть фильм к жизни на протяжении 15 лет — и вот, наконец, это ему удалось. Зная преданность Дэвиса материалу, стоило ожидать шедевра и триумфа, но "Песнь заката" кажется одним из самых слабых фильмов режиссера. Основной предмет, который он исследует в своих фильмах,— память, и то, как причудливо личное переплетается с историей. "Песнь заката" — не исключение: в и без того полную невзгод жизнь Крис вторгается Первая мировая война, а точнее, ее отголоски, грозно гремящие среди идиллических пшеничных полей. Близость человека к земле, к природе, превосходящая все личные страсти, включая любовь и тягу к знаниям,— одна из сквозных тем этого фильма. "Все уходит, — остается только земля",— шепчет за кадром Крис. То, с какой нежностью Дэвис относится к колосящейся пшенице, можно смело сравнить с маликовскими "Днями жатвы": каждый кадр просится на стену. Что же касается персонажей — получается намного хуже: старательно пытающаяся стать актрисой бывшая модель Агнесс Дейн по большей части стоит и с выражением смотрит в камеру — что бы ни происходило с ее семьей. Питер Муллан, кажется, навеки застрял в одном образе: как только видишь его на экране, сразу понятно — хорошего не жди. Единственный заслуживающий внимания герой — фермер Кевина Гатри: он играет с такой отдачей, что даже Дейн, находясь с ним в одном кадре, просыпается, оживает и, кажется, действительно превращается в актрису. Впрочем, это тоже ненадолго — стоит ему вернуться с войны, он внезапно — и крайне неправдоподобно — превращается в Питера Муллана, страшно переигрывая в роли покореженного жизнью мужчины-тирана. Но, несмотря на все это, ругать фильм Дэвиса не хочется — смотреть его все равно что читать большой классический роман о том, как последовательно, под гнетом обстоятельств, сгорает человеческая душа. Без шероховатостей не обходится, но скучно точно не будет.
В прокате с 3 марта