Оглушенная оборона
Предприятия ОПК на Урале теряют субподрядчиков на госзаказах
Депутаты челябинского заксобрания поддержали обращение брянских коллег к правительству РФ с просьбой пересмотреть поправки к закону о гособоронзаказе. Осенью прошлого года для предприятий оборонно-промышленного комплекса ужесточились правила введения спецсчетов, и изменился регламент контроля выполнения госзаказа. Представители отрасли были вынуждены заморозить расчеты с субподрядчиками, которые в ответ начали отказываться от работы по госзаказам. Аналитики считают, что отсутствие реакции правительства на жалобы оборонщиков может поднять себестоимость их продукции.
Вчера челябинские депутаты рекомендовали президиуму заксобрания региона поддержать коллег из Брянской облдумы, обратившихся к премьеру Дмитрию Медведеву, Совету Федерации и Госдуме с просьбой смягчить ФЗ № 275 «О гособоронзаказе». Об этом заявил председатель комитета по промышленной политике заксобрания Павел Шиляев. В обращении брянских депутатов говорится, что введенный с 1 сентября 2015 года режим использования отдельных спецсчетов в уполномоченных банках, дополнительные ограничения для участников гособоронзаказа, изменения регламента контроля привели к серьезным проблемам предприятий ОПК. В частности, они вынуждены открывать более 1,5 тыс. спецсчетов, что влечет за собой расходы, усложняет учет и повышает себестоимость продукции. «Большинство таких предприятий не осуществляют производство и отгрузку продукции в интересах минобороны РФ в запланированных объемах, выручка в октябре-ноябре 2015 года снизилась более чем на 50% по отношению к средней за 9 месяцев 2015 года», указано в обращении.
Как пояснил президент ассоциации предприятий ОПК Челябинской области Рустам Мухаметшин, цель изменений законодательства — сделать ценообразование и экономику в оборонной сфере прозрачной. Для этого все расчеты в рамках конкретного заказа должны проводиться с использованием идентификационных номеров. Сколько заказов — столько и договоров с субподрядчиками, даже если по ним поставляются идентичные детали. Малому и среднему бизнесу, о вовлечении которого в работу с ОПК сейчас много говорится, на таких условиях работать невыгодно, указал господин Мухаметшин. А предприятиям ОПК неясно, как оплачивать энергоресурсы и открытые ранее инвесткредиты под оборотные средства, поскольку проверяющие органы могут усмотреть в этом нецелевое расходование средств. С введением санкций предприятия создали за счет кредитов запас импортной комплектации, которую нельзя использовать из-за сложностей формирования себестоимости, добавил Рустам Мухаметшин. «В случае наличия инкассовых требований на одном из счетов по инструкциям Центробанка другие банки не имеют права открывать предприятию новый расчетный счет. В результате нужно получить аванс, чтобы заплатить налоги и закрыть счет, но получить его можно только на новый расчетный счет, а его нельзя открыть, пока не закрыта задолженность по налогам, которая сформировалась на старых счетах», — пояснил господин Мухаметшин. По его словам, все 28 предприятий ОПК региона так или иначе столкнулись с этими проблемами.
По данным областной ассоциации, в 2015 году предприятия ОПК региона с учетом гособоронзаказа и гражданской продукции нарастили объемы производств на 9% — до 100 млрд руб., что составляет 10% от ВРП.
Заместитель гендиректора по оборонной продукции АО «Златмаш» Валентин Носов рассказал „Ъ”, что половина поставщиков предприятия в рамках гособоронзаказа отказалась от сотрудничества. «Крупных поставщиков государство обязало работать с нами, но это половина. Сейчас большая задержка в реализации гособоронзаказа. Срок рассмотрения банками документов по платежам вырос с двух часов до двух недель», — сообщил господин Носов, добавив, что закон не позволяет воспользоваться прибылью от выполнения контракта до его полного завершения. «Есть договоры, которые действуют не один год. Прибыль по ним я смогу получить через один-три года, а нам нужно вкладываться в развитие сейчас», — сообщил он. При этом «Златмаш» планирует увеличить долю оборонной продукции в общей структуре с 30% в 2015 году до 40% в 2016 году.
С проблемами столкнулись и в Свердловской области. «В той ситуации, в которой оказалась экономика России, я могу это (новую редакцию закона. — „Ъ”) расценивать как вредительство», — заявил вице-президент Союза предприятий ОПК региона и гендиректор АО «НПО автоматики» Леонид Шалимов, добавив, что направлял свои замечания на стадии разработки закона. С начала 2016 года НПО автоматики не перечисляет средства субподрядчикам, в результате они отказываются работать. Закупки по различной продукции и услугам составляют от 5 млн до 300 млн руб. Также предприятие не получило аванс от Минобороны РФ и расчетов за работу. Директор по закупкам корпорации «Уралвагонзавод» Андрей Сентябов сообщил, что порядка 30% предприятий-комплектаторов не заключили договоры на 2016 год. «Организации не открыли спецсчета, которые требуются по новой редакции закона. Очевидно, что скоро будет подготовлен массив замечаний к закону, он будет отправлен в адрес Дмитрия Рогозина», — пояснил он.
По мнению аналитика АО «Финам» Алексея Колачева, обращение депутатов имеет шансы на успех. «Оборонзаказ имеет высокий приоритет. Программа перевооружения армии находится на контроле у президента, о любой серьезной проблеме будет доложено, и будет принято персональное решение», — считает господин Колачев. В случае, если изменений не последует, предприятиям придется приспосабливаться к закону, что приведет к росту себестоимости продукции и нарастанию проблем.