Возвращение в гавань
Алексей Китиков может возглавить пассажирский порт "Морской фасад"
В марте текущего года пассажирский порт "Морской фасад" сменит руководство. Как ранее писал "Ъ", Смольный решил отказаться от услуг одноименной управляющей компании, теперь руководить комплексом будет генеральный директор. Как стало известно "Ъ", на этот пост, скорее всего, будет назначен Алексей Китиков, до настоящего времени работающий в ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря". Интересно, что в прошлом менеджер уже работал на посту генерального директора ОАО "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад"".
Процедура досрочного расторжения контракта с УК "Морской фасад" (заключен до конца 2016 года), которую принято связывать с депутатом Госдумы Виталием Южилиным, будет запущена в марте, говорят собеседники "Ъ", знакомые с ситуацией. Источники "Ъ" наиболее вероятной кандидатурой на этот пост назвали Алексея Китикова. Упоминаний о его деятельности в последние несколько лет нет, собеседники "Ъ" называют его "серьезным руководителем". Информацию о том, что он является основным кандидатом на должность, подтвердил вице-губернатор Игорь Албин. Алексей Китиков сообщил, что пока не знает о назначении, и от дальнейших комментариев отказался.
Из аккаунта менеджера в LinkedIn следует, что сейчас он занимает должность помощника руководителя ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря", которым руководит Петр Паринов-старший. По словам собеседников "Ъ", именно Петр Паринов выступал одним из главных лоббистов изменения схемы управления пассажирским портом. Господин Китиков будет назначен на должность генерального директора "Морского фасада" только после одобрения его кандидатуры Георгием Полтавченко — пока окончательное решение по этому вопросу губернатором не принято. Собеседники "Ъ" затрудняются назвать новое место работы президента УК "Морской фасад" Серика Жусупова.
По словам источника "Ъ" в Смольном, основной задачей Алексея Китикова станет "дальнейшее усиление позиций пассажирского порта в Балтийском регионе, повышение экономической эффективности работы, подготовка к приему паромных судов". Напомним, в марте 2015 года премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение об изменении статуса "Морского фасада" с пассажирского на грузопассажирский. Принимать грузы терминал сможет после запуска центрального участка ЗСД — ориентировочно в августе 2016 года.
Пассажирский порт "Морской фасад" запущен в 2011 году на намывных территориях Васильевского острова. На его строительство, которое велось с 2006 года, УК "Морской фасад", контролируемая группой First Quantum Виталия Южилина, потратила около 9,5 млрд рублей. С 2008 года инвестор начал выпуск облигаций, в 2011 году город стал стопроцентным владельцем порта, выкупив ценные бумаги после их конвертации в голосующие акции. Минимальная плата УК за управление составляет около 3 млн рублей в месяц. По итогам навигации 2015 года порт увеличил пассажиропоток на 2%, до 491,8 тыс. человек. За девять месяцев 2015 года чистая прибыль составила 191,2 млн рублей.
Интересно, что господин Китиков уже работал в должности генерального директора ОАО "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад"". Главой пассажирского терминала он стал в конце 2007 года, последние упоминания о нахождении его на этом посту есть в 2009 году. В СМИ можно найти информацию, что в 2013 году он работал директором по эксплуатации пассажирского порта. В пресс-службе "Морского фасада" сообщили только, что сейчас он в компании не работает. В 2000-х Алексей Китиков работал в руководстве Санкт-Петербургского филиала ФГУП "Росморпорт" по экономике и финансам. Ранее в течение десяти лет занимал руководящие посты в Ленинградском морском торговом порту, затем пять лет проработал в АО "Морпорт Санкт-Петербург", с 1998 по 2004 год был директором по экономике и коммерческой работе ЗАО "Портовый флот".
Владелец транспортно-экспедиторской компании ООО "Интермарин сервис" Игорь Глухов надеется, что новому руководству удастся сделать структуру управления "Морским фасадом" "максимально прозрачной". "Хотелось бы, чтобы рынок, существующий в порту, был демонополизирован. Нужно больше внимания уделять компаниям, которые обслуживают круизные суда, чтобы не было стихийного повышения цен на услуги", — говорит господин Глухов. По его оценке, 90% рынка контролируется оператором "Инфлот Ворлдвайд". Совладельцем этой компании является сын главы ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря" Петра Паринова. Незначительную долю на рынке также занимает Mediterranean Shipping Company (MSC). Среди туроператоров лидирующее положение у компаний "Арктур Трэвел" (60%) и "Балтик Трэвэл" (около 20%).
Генеральный директор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров полагает, что новому руководству сыграет на руку девальвация рубля, а для увеличения пассажиропотока необходимо задействовать комплексные маркетинговые коммуникации. Он напоминает, что в 2016 году Санкт-Петербург стал самым дешевым для туристов городов в Европе, в то время как в начале 2015 года город находился лишь на десятом месте.