«Гражданские активисты под патриотическими лозунгами сегодня на Украине грозная сила»
Украина рассчитывает решить вопрос транзита грузовиков по своей территории на переговорах с ЕС и Россией. Об этом заявил глава министерства инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский. По его оценкам, Киев может потерять $148 млн и 50 тыс. рабочих мест, если не восстановит транзит через Россию. Обозреватель газеты «Коммерсантъ» Максим Юсин задумался об истинных причинах и о возможных последствиях блокады грузовых автоперевозок между Россией и Украиной.
Когда власти в Киеве заявляют, что, приостановив движение украинских большегрузных автомобилей по своей территории, Москва нарушает международное право, и жалуются на нее в ВТО и в Евросоюз, в этом есть изрядная доля лукавства. «Войну большегрузов» начала не Россия — это украинские «гражданские активисты» начали охоту на автомобили с российскими номерами сразу в десятке областей страны. И лишь после этого последовали ответные действия Москвы.
На то, что в обозримом будущем ситуацию удастся урегулировать, надежды мало. «Гражданские активисты», похоже, вошли во вкус и останавливаться не собираются. О готовности отлавливать грузовики из «страны-агрессора» объявили, например, в Одесской области — там для этой цели будут привлечены совместные патрули «Правого сектора» (экстремистская организация, запрещена в России. — "Ъ FM") и батальона «Азов».
Более того, организаторы акции уже озвучивают политические требования к правительству. Так, один из инициаторов блокады в Закарпатской области Тарас Деяк огласил ультиматум Кабинету министров, согласно которому власти Украины обязаны принять решение о «политическом запрете» въезда в страну российских грузовиков. «А затем мы будем требовать полного запрета российского бизнеса», — честно предупреждает о своих намерениях закарпатский активист.
Вы только вдумайтесь — еще до вчерашнего дня никому не известный Тарас Деяк, который размещает на своих страницах в соцсетях фото Романа Шухевича и стилизованную свастику, диктует властям 40-миллионной страны, как они должны строить государственную политику. И самое парадоксальное: есть большая вероятность, что ультиматум Деяка и его соратников в итоге будет выполнен. Потому что гражданские активисты под патриотическими лозунгами, да к тому же опирающиеся на поддержку «Правого сектора» и прочих «героев АТО», это сегодня на Украине грозная сила, с которой власти предпочитают не связываться, которой идут на уступки, лишь бы не спровоцировать ее на акции протеста.
И пусть за этими акциями зачастую стоит несколько сотен человек, они успешно навязывают властям свою повестку дня. Слишком слабы сегодня власти, слишком непопулярны, слишком поглощены внутренними распрями, чтобы вступать в конфликт с «благородными робин гудами», которые отлавливают на украинских дорогах автотранспорт «оккупанта». Попробуй только предпринять что-то против них, разогнать их пикет, ликвидировать их блокпост. Какой шум поднимется в соцсетях, как возмутится киевская и львовская патриотическая общественность. Не дай бог, обвинит президента и правительство в национальном предательстве, снова позовет народ на Майдан.
Из чувства самосохранения с гражданскими активистами лучше не связываться. Как не связывались в конце прошлого года, когда эти активисты взорвали ЛЭП, ведущие в Крым. Затем они с улыбкой заявляли, что столбы повалил ветер, но при этом всячески мешали ремонтным бригадам приступить к восстановительным работам. А в итоге, как мы помним, власти выполнили требования инициаторов блокады и официально прекратили поставки электроэнергии на полуостров.
Нечто подобное, вполне возможно, последует и сейчас. Личная точка зрения Тараса Деяка станет официальной позицией украинского государства, и российским грузовикам въезд на территорию страны будет запрещен законодательно. Какие выводы из этой истории следует сделать Москве? Прежде всего, понять: нельзя ссориться с несколькими соседями одновременно. Зная, что отношения с Украиной безнадежно испорчены на много лет, а то и десятилетий вперед, важно учитывать это обстоятельство на переговорах с теми же поляками. Играть на опережение, если необходимо, идти на уступки — не без этого.
Но ни в коем случае не допускать такой ситуации, как сегодня, когда тупик на переговорах о грузовых автоперевозках с Польшей сделал Москву заложницей украинского транзита. Потому что от Украины, где государственную политику зачастую определяют такие люди, как Тарас Деяк, зависеть слишком опасно.