«Сейчас хотят просто закрыть окно, чтобы об этом не говорили»
Сечин и Миллер просят не раскрывать сведения о госзакупках своих компаний
«Роснефть» и «Газпром» хотят скрыть информацию о своих закупках. Об этом главы госкомпаний — Алексей Миллер и Игорь Сечин — попросили Дмитрия Медведева. Они написали премьеру совместное письмо, сообщает РБК. В обращении Сечин и Миллер предложили изменить закон о госзакупках. В частности, вывести из-под его действия некоторые виды сделок: финансовые, внутригрупповые и операции с недвижимостью.
Закон о госзакупках в России был принят в 2012 году и с этого момента менялся уже более 10 раз. Норма требует заранее раскрывать информацию об условиях запланированных сделок. Как заявляют в письме премьеру Миллер и Сечин, соблюдение закона при финансовых сделках может быть неэффективно на фоне санкций Запада. Под эти ограничения попали «Роснефть» и отдельные проекты «Газпрома». В частности это создает риски, что контрольные органы США и ЕС будут использовать раскрываемую информацию для проверки того, как компании соблюдают режим санкций. Это может привести к их ужесточению, введению штрафов и новых ограничений. По мнению Сечина и Миллера, публикация сведений о сделках, ценах и контрагентах приводит к тому, что кредиты для компаний дорожают, а также спекулятивно меняются котировки валют на российском финансовом рынке и ставки заимствований. Из-под действия закона также предлагается вывести сделки внутри группы. По словам Миллера и Сечина, эти операции «не являются по сути своей рыночными, направлены на перемещение материальных ценностей внутри единого субъекта».
По данным РБК, Дмитрий Медведев уже ознакомился с письмом глав «Роснефти» и «Газпрома» и поручил министру экономики Алексею Улюкаеву и вице-премьеру Игорю Шувалову «проработать обращение». Если закон о госзакупках будет смягчен, это может негативно отразиться на финансовом состоянии госкомпаний. Так считает директор юридической компании URVISTA Алексей Петропольский.
«Перед тем, как провести ту или иную сделку, они открывали ее общественности, чтобы ее можно было теоретически приостановить. После крупных сделок — покупки Сбербанком части акций или продажи какой-то недвижимости "Роснефтью" — это начинает муссироваться в СМИ, чтобы все это было аффилировано. Но практически все заканчивается только разговорами, раздуванием в прессе. По факту, к чему намечено, к тому и идут. Сейчас хотят просто закрыть это окно, чтобы об этом даже не говорили. Единственное, это пагубно влияет на бизнес в принципе и нашу страну в целом, на привлекательность для инвесторов, поскольку компания просто закрывается», — пояснил «Коммерсантъ FM» Петропольский.
«Роснефть» и «Газпром» имеют полное право требовать вывести часть своей деятельности из-под действия закона о госзакупках. В этом в свою очередь уверен координатор Экспертного совета при правительстве по госзакупкам Георгий Сухадольский.
«У любого подобного решения есть две стороны медали. Первая сторона — мы хотим максимально опрозрачить все, что есть, потому что хотим сделать универсальное решение и показать и общественности, и дать возможность для общественного контроля всего того, что происходит в госкомпаниях. Вторая сторона медали — если мы берем хороших управленцев и хороших закупщиков, как они взаимодействуют с поставщиками? Это в первую очередь персональные переговоры о спецскидках, которые поставщик предоставляет индивидуально и нигде не публичит, потому что как только информация о таких скидках выйдет наружу, тут же этот поставщик от них откажется», — подчеркнул Сухадольский.
«Роснефть» уже просила смягчить закон о госзакупках. По данным газеты «Ведомости», осенью прошлого года к Дмитрию Медведеву обратился глава компании Игорь Сечин. Он просил разрешить госкомпаниям не публиковать начальную максимальную цену закупки уникального или технически сложного оборудования. Глава «Роснефти» подчеркивал, что это поможет избежать ценового сговора и позволит сохранить коммерческую тайну.