Персональное тело
Выставка в парижском музее Quai Branly называется "Почти человеческая персона" и говорит о том человеческом, что нам чуждо. Речь идет о разнообразных образах человека, обладающих только телом, но не душой. Начиная с персонажей музея восковых фигур и завершая современными роботами: от сексуальных кукол с нежной пластиковой кожей до анекдотических машин вроде "Робота-любителя искусства" в магриттовском котелке.
Разумеется, в эту линию попадают и все магические изображения человека: куклы вуду, глиняный Голем, статуэтки, изображавшие умерших предков. Музей на набережной Бранли посвящен искусству Африки, Океании, древней Азии, где у предмета могли быть непосредственные связи с человеком вроде ритуального музыкального инструмента из Конго, звуки которого должны были призвать высшие силы для наказания преступников. Это был одновременно и инструмент обвинения, и инструмент казни — кара быстро настигала того, чье имя произносилось под музыку этой смертельной гармошки.
Смесь архаического и современного, западного и восточного искусства делает выставку более чем актуальной. Она показывает нам, как близки мы сейчас к очеловечиванию предмета, когда спорим с компьютером, сердимся на стиральную машину и подозреваем в злом умысле не заводящийся автомобиль.