Париж уменьшился на один музей
В столице Франции закрылась Пинакотека
Во Франции объявлено о закрытии одного из центральных столичных музеев — Парижской пинакотеки (Pinacotheque de Paris). Руководители пинакотеки жалуются на недостаток посетителей и, следовательно, денег.
Парижская пинакотека хлопнула дверью. И сделала это так стремительно, что даже не завершила одну из проходивших там выставок «Karl Lagerfeld, a Visual Journey». Фотографии Карла Лагерфельда вернут автору, а оба выставочных зала, расположенных в центре города возле площади Мадлен, закроются навсегда. Если пинакотека и возродится, то нескоро, где-нибудь в другом месте, а может быть, и в другой стране.
Об этом заявил директор музея историк искусства Марк Рестеллини. Он пожаловался на то, что в последние годы посещаемость выставок сократилась на 20–25%, а арендная плата, наоборот, возросла. «Как и все парижские музеи, мы испытали впечатляющее падение числа посетителей, что не позволяет нам сохранить дорогостоящие помещения»,— говорит Рестеллини. По его словам, теракты 13 ноября еще ухудшили положение музея, в конце ноября там, где обычно появлялись почти полторы тысячи посетителей в день, приходили не больше четырех десятков.
Однако проблемы появились гораздо раньше терактов. С начала ноября управляющая пинакотекой компания Art Heritage France получила внешнее управление. Дефицит достиг €2 млн. Для государственного музея это было бы неприятно, но поправимо. В худшем случае поста мог лишиться директор. Но Парижская пинакотека — не государственный, а частный музей.
Он открылся в 2003–2004 годах в 10-м округе выставкой Пикассо, которая имела большой успех. Это внушило создателю музея самые радужные надежды. В 2007 он перевел пинакотеку в 8-й округ, в самый центр города на площадь Мадлен, а в 2011 году арендовал рядом второй зал, еще больше первого. Марк Рестеллини был уверен, что он сможет создавать выставки-блокбастеры, которые будут собирать достаточно денег для работы музея. Ссылаясь на Андре Мальро, сказавшего когда-то: «Музей не должен становиться кладбищем искусства», он выбирал только такое темы, которые должны были нравиться публике. Например, «Климт в контексте Венского сецессиона» (ставшую самой успешной экспозицией пинакотеки и собравшей 600 тыс. посетителей), «Кама-Сутра: духовность и эротизм в индийском искусстве», гравюры Гойи, живопись Тамары Лемпицкой. Выставки нравились, пинакотеку ставили в пример другим музеям, по популярности она часто оказывалась в первых строчках, но экономически схема не сработала, эксперимент провалился.
Руководители ссылаются на кризис и отсутствие туристов. «Это не банкротство, а проблемы управления»,— успокаивает прессу Марк Рестеллини. Он уверяет, что закрытие лишь временное, что в течение нескольких лет он откроет новое выставочное пространство в Париже или в ближайших пригородах, аренда которого не будет съедать все доходы. Часть постоянной коллекции пинакотеки уедет в филиал музея, открытый в Сингапуре в мае прошлого года. Правда, и там не все ладится. Четверть капитала предприятия принадлежит живущему сейчас в Сингапуре швейцарцу Иву Бувье, бизнесмену от искусства, владельцу фрипортов в Женеве, Цюрихе, Люксембурге и в Сингапуре. Против него сейчас идет следствие по обвинению в мошенничестве, отмывании средств и скупке краденых произведений.
Исчезновение Парижской пинакотеки не сделает Париж менее музейным городом, но выставок Рестеллини будет не хватать. Неудача частного музея еще раз доказывает, что требование самоокупаемости к искусству мало применимо в условиях неблагоприятной мировой экономической конъюнктуры.