Из стенограмм выступлений на партсобраниях и политзанятиях
бригадир тракторной бригады колхоза имени Сталина Журавлев
Мне 26 лет, нас воспитывали всегда в духе любви и уважения к Сталину. Непонятно, кому же сейчас верить? И что будет дальше?
директор Петровского зерносовхоза Козлов
Я адресую свой упрек старым членам партии и Политбюро. Это неслучайно. Ведь Сталин был в коллективе. Упустили, дали возможность настолько зарваться, что впоследствии сами стали бояться. Каким же образом предотвратить появление нового культа личности? Это один из важнейших вопросов, вопрос жизни и смерти.
сотрудник Института русской литературы АН СССР Алексеев И. А.
Партия должна осудить Сталина посмертно. Нельзя ограничиться тем, чтобы прослушать доклад и отойти с поникшей головой. Доклад зачитывался не для обсуждения, а доводился до сведения.
Возжаников Г. М.
Что вы делаете со Сталиным? Это Хрущев хочет нажить себе политический капитал. Он с Булганиным в этих целях добились смещения Маленкова и сами заняли его посты. Я не доверяю Хрущеву и буду выступать против него, против кукурузы.
председатель колхоза имени Сталина Сталинградской области Задаев
Мне приходилось в день смерти Сталина проводить митинги в колхозах, и я видел, как колхозники со слезами на глазах переживали эту тяжелую утрату. И вот сейчас пойдем к колхозникам и будем обратное говорить. Не знаю, как у кого, но хватит ли силы до сознания колхозников довести это?
младший научный сотрудник Теплотехнической лаборатории АН СССР Орлов Ю. Ф.
Нужна полная демократизация нашей жизни, когда будет полная уверенность в том, что можно жить не оглядываясь, тогда будет социализм. Ни в коем случае нельзя допускать повторения того, что было. Товарищ Платонов, скажите как начальник 1 отдела, за выступления сейчас репрессируют или нет?
техник теплотехнической лаборатории Академии наук СССР Щедрин
Мы говорим о силе партии и власти народа — ее не было и нет. Мы со Сталиным пошли бы и к фашизму. Мы и сейчас повторяем культ личности, возвеличивая Хрущева. Его доклад "О культе личности" с умом на съезде не обсуждался.
директор Добрушской МТС Гомельской области Белоруссии Спорик
Непонятно, почему Микоян, Молотов, Ворошилов, Каганович и другие, боровшиеся вместе с Лениным за победу революции и зная о безобразных действиях Сталина, не приняли никаких мер по прекращению его произвола, 30 лет терпели террор с его стороны и дрожали. Неужели они не смогли бы справиться с одним человеком?
комсорг Октябрьского промкомбината города Гомеля Богут
Мы с детства приучены с большой любовью относиться к имени Сталина, восхищались его делами, его теоретическими работами, а теперь выходит, что надо в корне перестраиваться. Я пока еще не убедился в этом.
старший лейтенант, техник научно-исследовательского полигона стрелкового вооружения ГАУ Министерства обороны СССР Игнатов
Уму непостижимо! Говорят, что наша партия ум, честь и совесть. Она все видит, все знает. А вот такие вещи, которые творились внутри нашей партии, преподносят так, что их никто не знал. Нельзя гарантировать, что сегодняшнее завтра <не> преподнесут в еще более чудовищной форме.
не>
полковник, начальник штаба 600-го авиаполка 4-й транспортной авиадивизии Севастьянов А. М.
Мы все, коммунисты, повинны в создании этого культа, сами же всюду провозглашали "Великий Сталин", а теперь, когда его нет, считаем, что виноват во всем только он. Это неправильно.
старшина пожарной охраны 71-го отряда 1-го отдела конвойной и внутренней охраны МВД СССР Данилов
Я не буду удивлен, если завтра будет опубликован другой документ ЦК КПСС, совсем противоположный докладу "О культе личности и его последствиях".
лейтенант, младший врач 416-го военно-строительного отряда Кавалерова
У меня не укладывается в голове, чтобы члены Политбюро вместе со Сталиным работали и не могли ничего сделать. Я была на фронте под Старой Руссой. Там в лесу повели на расстрел маршала Кулика. Он кричал, просил помиловать, пожалеть 4-х детей, но его все равно расстреляли. Тогда до меня это не доходило. Вот только теперь дошло.
майор, работник политотдела 28-го отдельного аэродромностроительного полка Орлов
Теперь понятна такая чехарда в органах НКВД--КГБ после Дзержинского и Менжинского. Такой стиль работы органов в последующее время исходил от самого Сталина. Нужно теперь пропагандировать и о том, что у Сталина были и свои заслуги, а то ведь некоторые могут понять, что он враг.