Распродажа непрофильных бананов
Банановая плантация — пока один из самых экзотических известных активов, проданных банком. Лиха беда начало.
Банк Москвы, входящий в группу ВТБ, продал свои банановые плантации в Эквадоре. Об этом на прошлой неделе сообщили "Ведомости". Вернее, продал не сам банк, а его структуры, и не сами плантации, а компанию Fideicomiso Pacific Plantations, которой принадлежат 19 плантаций общей площадью 2341 га. Купила ее компания Sumifru, "дочка" японской корпорации Sumitomo. Однако суть от этого не меняется: Банк Москвы был обладателем такого экзотического актива, как банановые плантации, и счастливо избавился от него.
Надо отметить, что Fideicomiso Pacific Plantations досталась банку от компании JFC Владимира Кехмана, которая подала иск о собственном банкротстве четыре года назад, задолжав кроме Банка Москвы еще и Сбербанку, а также Росбанку, "Юникредиту" и Промсвязьбанку. Сегодня и сам Владимир Кехман банкротится как физлицо. Ранее он рассказывал СМИ, что у его компании 3500 га плантаций в Эквадоре и около 700 га в Коста-Рике. То есть не исключено, что в ближайшее время еще какой-нибудь банк "похвастается" продажей банановых плантаций.
Вообще, по мере углубления кризиса у банков будет оказываться все больше разнообразных экзотических активов — и как залоги по кредитам, и в рамках дел о банкротствах. Тем более что с 1 октября прошлого года действует закон о банкротстве физлиц, и господин Кехман далеко не единственный бизнесмен, в отношении которого банки открыли производство. В эту компанию попали и бывший владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов, и целый набор депутатов от местных до федеральных.
А есть еще и граждане, которые сами обратились в суд с просьбой о признании их банкротами. И у многих из них могут оказаться непогашенные кредиты. По словам председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева, только за три месяца прошлого года самобанкротов оказалось 4 тыс. человек. В этом году, по его оценке, число таких обращений будет расти. А по данным ЦБ, в России потенциальных банкротов около полумиллиона человек. Так что ассортимент экзотических активов банков, похоже, будет только расширяться.