Туроператоры работают на вырост
На рынок вернулись ранние продажи
Российские туристы постепенно привыкают к новому курсу рубля: впервые с момента начала девальвации в 2014 году стали расти продажи турпакетов на этапе раннего бронирования — то есть за несколько месяцев до путешествия. Бронируют пока в основном недорогие летние туры внутри страны, а спрос на выездном рынке растет лишь по некоторым направлениям.
Продажи туроператоров в рамках программ раннего бронирования в этом году выросли на 20–60%, сообщила Ассоциация туроператоров России (АТОР). В частности, продажи путевок по внутренним направлениям оказались выше прошлогодних на 40–80%. Чаще всего заранее покупают туры в Краснодарский край и на курорты Южного берега Крыма, значительно увеличился спрос на Абхазию, которую туроператоры традиционно также приписывают к внутреннему сегменту. По всем этим направлениям глубина продаж достигает сентября-октября, уточняют в АТОР. Успехи туроператоров в сегменте выездного туризма оказались чуть более скромными: ранние продажи выросли на 20–40% к аналогичному периоду прошлого года, но лишь по некоторым направлениям — Болгария, Греция, Кипр и Италия. Туры в эти страны проданы до сентября.
Продажи пакетных туров на летний сезон (период с мая по октябрь) в рамках раннего бронирования туроператоры традиционно проводят в январе—марте, предлагая скидки от 10% до 50% от полной стоимости путевок. По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, в рамках этих программ участники рынка реализуют 30–60% объема всей летней программы. «Это значительная часть, мы можем говорить о тенденции, которая позволит туроператорам улучшить свое финансовое положение»,— говорит она. Но делать долгосрочные прогнозы о росте продаж в летнем сезоне в АТОР пока не берутся.
Выводы АТОР подтверждают участники рынка. «В хорошее время мы считали, что к середине апреля нужно продать 40% летней программы, но сейчас мы существенно опережаем этот темп»,— отмечает директор по продажам НТК «Интурист» Сергей Толчин. По его словам, рост достигается в основном благодаря продажам путевок на внутренние направления. Так, спрос на Крым на этапе раннего бронирования вырос в три раза, на Сочи — в пять, отмечает господин Толчин. Говорить о повсеместном росте продаж на выездных направлениях пока рано, добавляет он: общая доля продаж за рубеж сокращается, но есть рост по таким направлениям, как Греция, Болгария, Испания и Италия, куда переориентировалась часть потока из Турции и Египта. Некоторая глубина продаж на рынке появилась, соглашается представитель «Онлайнтур» Игорь Блинов. По его словам, сейчас наибольшим спросом пользуются туры в Таиланд.
Рынок организованного туризма начал резко сокращаться летом 2014 года. С тех пор туроператоры потеряли больше половины клиентов, а одним из главных факторов кризиса стало фактическое обнуление продаж на этапе раннего бронирования. Уже осенью 2014 года в АТОР заявляли, что глубина продаж по всем направлениям на рынке не превышала двух недель (см. “Ъ” от 17 ноября 2014 года). С тех пор тренд не менялся. Но сейчас путешественники более или менее привыкли к высокому курсу валюты, хотят отдыхать и готовы платить за это даже при неблагоприятной экономической ситуации, резюмируют в АТОР.
Участники рынка самостоятельных бронирований пока настроены менее оптимистично. По данным Biletix, объем бронирований, совершенных в феврале на июнь—август, сократился на 11,3% к аналогичному периоду прошлого года. «Судя по всему, из-за высокой волатильности курса рубля путешественники откладывают покупки авиабилетов до последнего»,— рассуждает гендиректор компании Александр Сизинцев. Покупательская активность сейчас сильно привязана к курсу валют, согласен гендиректор DaTravel.com Владислав Шевцов. «После новогодних каникул произошло резкое падение рубля, что по ряду направлений снизило продажи до минимума, покупатели онлайн-сервисов мгновенно стали просто посетителями. Но за последнюю неделю мы замечаем восстановление спроса, рост в феврале по сравнению с январем составил 20–25%»,— рассказывает он. При этом, по оценкам господина Шевцова, средняя стоимость покупки за год сократилась на 19%, до 22,4 тыс. руб. «Клиенты стали все чаще выбирать стыковочные перелеты и отслеживать акции авиакомпаний, выбирая более дешевые билеты»,— объясняет он.