Проверенным домодедовским способом
Владелец аэропорта Дмитрий Каменщик задержался на Петровке, 38
По ходатайству СКР Басманный райсуд сегодня изберет меру пресечения владельцу группы компаний московского аэропорта Домодедово Дмитрию Каменщику. Накануне предприниматель, явившийся на допрос в качестве свидетеля, был обвинен следователем в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, которые повлекли гибель людей в результате теракта. Следствие, похоже, рассчитывало, что господин Каменщик скроется от него, но он сказал: "Зачем бежать? Я знаю, что за мной правда!" После того как господин Каменщик оказался за решеткой, может быть реализован давний проект об интеграции всех трех столичных аэропортов.
Свидетеля ждали с обвинением
По данным "Ъ", повестку с вызовом на допрос к следователю по особо важным делам ГСУ СКР Сергею Дубинскому Дмитрий Каменщик получил 16 февраля. Несмотря на то что его вызывали в качестве свидетеля, господин Каменщик не исключил, что все это может завершиться его задержанием, поэтому первым делом закончил неотложные дела, после чего созвал пресс-конференцию.
Выступая на ней, Дмитрий Каменщик рассказал, что его действия, как ранее арестованных экс-директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова, бывшего главы российского представительства компании Airport Management Company Limited (управляет аэропортом Домодедово) Светланы Тришиной и бывшего управляющего директора ЗАО "Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити" (обеспечивает в нем авиационную безопасность) Андрея Данилова, никак не могли привести к ослаблению мер безопасности в аэропорту, а тем более способствовать совершению в нем теракта 24 января 2011 года.
"Я не вижу в деле (об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.— "Ъ") состава преступления",— заявил господин Каменщик.
Вчера в 12:30 Дмитрий Каменщик и сопровождавшие его адвокаты приехали в 1-й отдел главного следственного управления СКР, находящийся на улице Строителей. По словам источников "Ъ", владелец Домодедово был одет в спортивную куртку, толстовку и брюки в стиле милитари. С собой он принес сумку с вещами и предметами личной гигиены, которые могут потребоваться в тюрьме.
Говорят, что, увидев свидетеля, подготовившегося к посадке, следователь то ли в шутку, то ли всерьез поинтересовался, почему тот, имея под контролем крупный аэропорт, даже не попытался исчезнуть из страны. У владельца Домодедово действительно были все возможности оказаться за границей. Меру пресечения для него никто не избирал; на транспортных объектах так называемые сторожки на него не выставлялись, а наблюдения за ним никто из подчиненных не замечал. С другой стороны, арест его бывших сотрудников, в том числе госпожи Тришиной, воспитывающей двух малолетних детей, свидетельствовал о том, что следствие настроено самым жестким образом. "Зачем бежать? Я знаю, что за мной правда!" — сказал тем не менее господин Каменщик.
Источники, близкие к следствию, сообщили, что следственные действия с участием Дмитрия Каменщика продолжались до 18 часов. За это время его вначале допросили в качестве свидетеля, потом ему предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), а после этого допросили еще и как обвиняемого.
Свою вину Дмитрий Каменщик не признал, дав развернутые показания по каждому пункту, который интересовал сотрудников оперативно-следственной бригады.
Дмитрий Каменщик дал развернутые показания
По версии следствия, в декабре 2007 года в Домодедово была разработана и введена "Технология досмотра на входах в аэровокзальный комплекс", по которой лица, направляющиеся в него, должны проходить через рамки стационарных металлоискателей, а при необходимости — досматриваться и сотрудниками транспортной полиции.
Однако, считает следствие, выполнение действий "по соблюдению необходимого уровня авиационной безопасности" было сопряжено с дополнительным временем нахождения посетителей и пассажиров на входных группах в аэровокзальный комплекс Домодедово, что привело к образованию очередей. Увеличение пассажиропотока, полагают в ГСУ СКР, требовало от Дмитрия Каменщика и других неустановленных владельцев предприятий аэровокзального комплекса принятия незамедлительных мер по его реконструкции и увеличению входных групп и, как следствие, дополнительного расходования средств.
Господин Каменщик и другие обвиняемые, считает следствие, в период с 2009 по 2010 год приняли решение разработать и ввести новую "Технологию досмотра на входах в аэровокзальный комплекс Домодедово", в соответствии с которой сокращалось время нахождения пассажиров на входах в аэропорт. По данным следствия, технология предусматривала нахождение на каждой входной группе лишь одного сотрудника службы авиационной безопасности. Он досматривал с помощью интроскопа багаж и личные вещи пассажиров, но при этом сами они процедуру технического контроля с использованием стационарного металлоискателя не проходили. Досмотр же входящих в аэровокзальный комплекс осуществлялся выборочно. Таким образом, применение новой технологии, считает следствие, позволило сократить время нахождения пассажиров и посетителей у входов, но при этом "увеличило вероятность проноса взрывного устройства", чем и воспользовался террорист-смертник Магомед Евлоев, самоподрыв которого привел к гибели 37 человек и ранению еще 170.
Следствие считает, что к тяжким последствиям для пассажиров привели действия господина Каменщика и других обвиняемых.
Сам владелец Домодедово, по данным "Ъ", дал развернутые показания о том, что технологии 2007 и 2010 годов имели лишь одно существенное различие. В соответствии с последним документом, на входах в аэропорт дежурили уже не только сотрудники службы авиационной безопасности, но и полицейские. Именно последние по закону могли осуществлять досмотр не только вещей, но и самих пассажиров, однако делали это выборочно. Стопроцентный досмотр в аэропортах в то время вводился в случае возникновения угрозы терактов. Правила же, обязывающие проверять всех пассажиров, были введены уже после взрыва 2011 года.
В качестве доказательств невиновности господина Каменщика были приведены решения нескольких судов, как общей юрисдикции, так и арбитражного, установивших, что тотальный досмотр на момент теракта еще не был узаконен, а собственник аэропорта не должен отвечать за действия террориста, однако это не произвело на следователя никакого впечатления. После допроса следователь Дубинский вынес постановление о задержании господина Каменщика на двое суток. Ночь он провел в ИВС на Петровке, 38. Между тем уже вчера вечером ГСУ СКР обратилось в Басманный райсуд с ходатайством об избрании владельцу Домодедово меры пресечения в виде ареста.
Предполагается, что рассматривать его начнут в 14 часов. Представители самого бизнесмена готовы внести за него залог или предложить избрать ему меру пресечения в виде домашнего ареста. Очевидно, он может рассчитывать и на определенную поддержку Генпрокуратуры, которая ранее призывала не брать под стражу трех других фигурантов громкого дела, так как для этого нет никаких оснований: они (как и господин Каменщик, кстати) исправно ходили на все следственные действия, не пытались скрыться, оказать давление на свидетелей. При этом прокуроры считали, что само уголовное дело должно быть переквалифицировано на более легкую часть 1 и прекращено за истечением срока давности. Жалобы адвокатов и прокуроров на арест обвиняемых Мосгорсуд рассмотрит на следующей неделе.
Адвокаты Дмитрия Каменщика вчера были недоступны для комментариев. В свою очередь, пресс-служба Домодедово распространила пресс-релиз, из которого следовало, что его задержание является необоснованным, а сам аэропорт работает в штатном режиме.
Силовая интеграция
Отметим, что именно после теракта 2011 года власти заинтересовались структурой собственности Домодедово. Генпрокуратура и Счетная палата пытались установить конечного бенифициара аэропорта и дать ответ на вопрос тогдашнего президента Дмитрия Медведева о том, кто "спрятан" за структурой бенефициарных компаний. "Коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности",— говорил тогда президент.
В 2011 году при подготовке к IPO, которое так и не состоялось, Домодедово опубликовало данные о конечном бенефициаре на сайте Лондонской фондовой биржи. Им оказался Дмитрий Каменщик. Он же с 1995 года возглавлял совет директоров аэропорта.
В 2013 году аэропорт официально сообщал, что конечным собственником предприятий является Дмитрий Каменщик. Тогда же структуры единственного бенефициара раскрыли схему собственности и управления аэропортом, намереваясь привлечь облигационный заем на $350 млн. Выяснилось, что ключевая кипрская компания DME Ltd (стопроцентный бенефициар — Дмитрий Каменщик) контролирует пять офшоров, на которые завязан весь аэропортовый бизнес. Одновременно стали известны финансовые показатели управляющей компании: аэропорт оценивался в $1,6 млрд, выручка — на уровне 37 млрд руб., а операционная прибыль за полугодие — более 5 млрд руб.
В середине 2015 года глава СКР Александр Бастрыкин заявил, что собственники Домодедово "никуда не скрывались, они были в Москве, и их имена всем известны". Но глава ведомства подчеркнул, что СКР добивается того, чтобы собственники "возместили тот колоссальный вред, который был нанесен терактом". По его словам, "собственники пять лет уходили от ответственности, причем не от уголовной, а от материальной".
Источники "Ъ" в авиаотрасли говорят, что демонстративное задержание господина Каменщика — "четкий сигнал к тому, что будут развиваться планы глубокой интеграции трех московских аэропортов, но уже с применением силовых методов". При этом аэропорт Домодедово может быть фактически реприватизирован. В 2011 году, когда произошел теракт в Домодедово, правительство решило, что Шереметьево и Внуково, имеющие госдолю, необходимо объединить в единый комплекс. При этом частные владельцы Домодедово входить в объединенную компанию не собирались, а продать активы были готовы не меньше чем за $4-5 млрд. Источники "Ъ" говорили еще в 2013 году, что объединение московских аэропортов бессмысленно без участия Домодедово. Поэтому единственным выходом собеседники "Ъ" тогда видели снижение государственных инвестиций в аэропорт, что вынудит его владельцев пойти на уступки.
Впрочем, и в самом аэропорту признавали, что принадлежность Домодедово частным владельцам ставит под угрозу выделение средств из федерального бюджета, в том числе на третью взлетно-посадочную полосу и реконструкцию существующих объектов. "Учитывая то, что Шереметьево и Внуково контролируются государством, существует риск, что финансирование развития этих двух аэропортов станет для него приоритетным", говорилось в проспекте аэропорта к евробондам. Отметим, что параллельно с задержанием господина Каменщика на финальную стадию вышла консолидация частных и государственных активов Внуково и Шереметьево. Соответствующие распоряжения правительства были опубликованы на днях. После завершения консолидации доля РФ в капитале ОАО "Международный аэропорт Внуково" составит 25,1%, доля негосударственных акционеров — 74,8%. Госдоля в консолидированном Шереметьево составит 31,6%, частные акционеры (TPS Avia Holding Аркадия Ротенберга) получат 68,4%.