«Каждый день приходится искать баланс»

Аркадий Дворкович рассказал о ценах на нефть и положении отрасли в России

В случае заморозки добычи нефти странами-производителями можно избежать дальнейшего сильного падения цен на сырье, заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, выступая на Красноярском экономическом форуме. Заместитель главы Минэкономики Олег Фомичев подчеркнул, что стоимость нефти $10 за баррель «не является реалистичной» в рамках прогноза ведомства. Президент «Русала» Олег Дерипаска допустил, что цена на нефть может снизиться до $18 за баррель, а курс доллара — подняться до 100 руб./$, и «нужно двигаться, понимая, что это будет».

Фото: Hasan Jamali, AP

Аркадий Дворкович считает, что дальнейшего значительного падения цен на нефть не должно быть в случае, если страны-производители договорятся о заморозке добычи сырья. «Прогнозы такие сложно делать, но какого-то серьезного падения в дальнейшем быть не должно»,— заявил вице-премьер на Красноярском экономическом форуме.

Господин Дворкович сообщил, что правительство было вынуждено изменить налоговый режим в нефтяной отрасли и финансовую модель разработки месторождений на ближайшее время: «Полностью изменили режим работы наших основных компаний, видя, что есть приоритет финансовой стабильности». По словам вице-премьера, в России низкий коэффициент использования нефти, а «нефтяные компании просто не понимают, что будет делать государство даже завтра».

«Наша независимость в принятии решений определяется и финансовой самостоятельностью — отсутствием слишком большого долга и дефицита. При всей нелюбви к Министерству финансов, которую испытывают большинство членов правительства, мы должны это помнить. Мы должны сохранять свою финансовую самостоятельность. Но каждый день приходится искать баланс»,— сказал Аркадий Дворкович.

Заместитель главы Минэкономики Олег Фомичев на полях форума заявил, что ведомство не рассматривает падение стоимости нефти до $10 за баррель как вероятный сценарий на 2016 год: «Цена $10 не является реалистичной в рамках нашего прогноза». При этом, согласно прогнозу Минэнерго, цена на нефть вырастет до $40–50 за баррель при снижении запасов на рынке. Замминистра энергетики Кирилл Молодцов пояснил, что эта цена реально обоснована рынком, «а не фьючерсами, не возможностями спекуляций».

В то же время президент «Русала» Олег Дерипаска, выступая на форуме, допустил, что цена на нефть может снизиться до $18 за баррель. «Уже нельзя молиться и ожидать, смотря на эти котировки, лучше уже не будет. Нужно понять, что структурное перепроизводство надолго, можем увидеть стоимость нефти и в $18 — не умрем, можем увидеть курс (доллара.— “Ъ”) 100 руб.— тоже не умрем. Нужно двигаться, понимая, что это будет»,— заявил господин Дерипаска.

16 февраля глава Минэнерго Александр Новак сообщил, что министры нефти и энергетики России, Саудовской Аравии, Венесуэлы и Катара по итогам переговоров в Дохе договорились заморозить добычу нефти на уровне января при условии согласия других добывающих стран. О готовности присоединиться к заморозке заявили также власти Ирака. Министр нефти Венесуэлы Эулохио Дель Пино сообщил, что Эквадор, Алжир, Нигерия и Оман также поддержали заморозку нефтедобычи.


Нефть не отпускает добычу

Россия, многие годы традиционно избегавшая координации действий с ОПЕК, в конце января публично заявила о готовности обсуждать с картелем сокращение добычи нефти. Рынок отреагировал бурно, но собеседники «Ъ» в нефтяных компаниях очень сдержанно отнеслись к этой идее. По мнению аналитиков, маловероятно, чтобы удалось добиться соглашения с другими производителями нефти, а если такая договоренность состоится, это может угрожать доле России на рынке и стабильности добычи. Читайте подробнее

Наталия Анисимова

Вся лента