Пойти в кузнецы, если нет работы по гуманитарной специальности. Пройти курсы финансовой грамотности, когда закончились деньги. Складывать слова под руководством Татьяны Толстой — так, для души. Набирающие популярность курсы антикризисных лайфхаков полезны не столько слушателям, сколько создателям.
Филькина грамотность
Несколько десятков посетительниц кафе «Шоколадница», возрастная категория от 17 до 70, под руководством подтянутого юноши-тьютора увлеченно заполняют анкеты-квесты на тему «Каково состояние вашего финансового здоровья». За одним столиком, похоже, собралась вся женская часть семьи: мама, бабушка, дочь, плюс подружка дочери. Те, кто помоложе, дружно объясняют бабушке, как ей нужно отвечать на вопросы «Слушается ли вас семейный бюджет?», «Возвращаете ли вы кэшбэком часть стоимости покупок по картам?» или «Копите ли вы мили?», но в итоге оказывается, что финансово нездоровы все четверо, о чем они радостно и сообщают тьютору.
«Мы никак не ожидали такой активности именно на этом семинаре. По программе Минфина мы проводим много семинаров финансовой грамотности, но средняя явка обычно человек десять—пятнадцать, а на семинары для женщин всегда приходит человек по тридцать»,— рассказывает директор Института финансового планирования Евгения Блискавка.
Минфин и ЦБ приступили к проекту по повышению финансовой грамотности россиян еще в 2011 году, и после того, как Всемирный банк выдал России заем в $25 млн на его реализацию, предложение на рынке курсов финансовой грамотности увеличилось весьма существенно. По мере обострения кризиса вырос и спрос: только в рамках Недели сбережений, которую ведомства провели в рамках программы этой осенью, мероприятия посетило более 150 тыс. человек в 42 регионах. К радости организаторов, работать еще есть над чем: из 12 тыс. россиян, сдававших за это время тест по финансовой грамотности, около половины его провалили.
Заметными борцами с финансовой безграмотностью становятся и коммерческие банки. «Наши сотрудники проводят бесплатные семинары для клиентов с конца октября — мы начинали с Москвы, потом стали постепенно расширять географию»,— рассказывает представитель Альфа-банка Жанна Каплун. По ее словам, семинары посвящены в первую очередь планированию бюджета и размещению денежных средств. «Мы хотим помочь клиенту понять, как он может распоряжаться своими деньгами, вне зависимости от суммы, которой он владеет»,— добавляет она.
Продвигают как могут свои семинары и вольные наставники. «Минфин и Центробанк работают в этом направлении, но не очень активно — я заметил, что в некоторых случаях подобные активности реализуются для галочки и не всегда полностью отвечают запросам общества,— рассуждает руководитель астраханского проекта “Финаграм” Александр Кошкаров.— Кроме того, некоторые банки проводят так называемые встречи по тематике финансовой грамотности, где на деле завуалированно и не очень рекламируют свои продукты». Кошкаров несколько лет преподавал в Астраханском государственном университете (АГУ) финансовую математику и финансовые вычисления, а на волне кризиса, в ноябре 2014 года, создал «Финаграм» — это проект по бесплатному онлайновому, а с конца прошлого года еще и платному офлайновому обучению (на базе Центра финансовой грамотности в АГУ). Основные направления — финансовое планирование, инвестиции и защита прав потребителя финансовых услуг. В этом году для слушателей оказался особенно актуален вопрос создания финансовой подушки безопасности, отмечает Кошкаров.
Конечно, частные курсы нередко грешат продвижением сомнительных финансовых инструментов. Под вывеской ликвидации финансовой безграмотности вам сплошь и рядом предложат поиграть на «Форексе» или поучаствовать в новенькой финансовой пирамидке. «Есть огромное количество предложений по обучению управлять личными финансами, но обычно речь идет о том, куда пристроить лишние деньги»,— объясняет управляющий партнер аналитической компании «Неокон» Денис Ракша. Сам Ракша уверяет, что учит управлять только повседневными расходами — «деньгами, которых не хватает». Основной своей аудиторией Ракша видел людей со средним доходом и ниже, но на его семинары записываются и состоятельные клиенты. «Проблема планирования операционных расходов есть у всех»,— констатирует Денис Ракша.
Основателю проектов по обучению в сфере личных финансов Fintraining и Finwebinar Сергею Спирину в рамках семейного бюджета тесно: «Люди, нуждающиеся именно в ведении бюджета, как правило, при этом сильно ограничены в средствах на оплату таких услуг». На рынке, жалуется Спирин, появилось много шарлатанов: «В преподаватели пошли люди, которые не могут устроиться на хорошую работу», и они сильно сбивают цены. Согласно опросу финансовых советников, проведенному Институтом финансового планирования, стоимость составления личного финансового плана в среднем по рынку — 10 тыс. руб., но иные консультанты готовы изготовить план за 2 тыс., 1 тыс. руб. и даже бесплатно — ради привлечения клиентов.
И немножко шью
Прошло время курсов сомелье, гейш и оригами — для семейной гармонии теперь актуальнее навыки работы иглой и рубанком. По данным опрошенных «Деньгами» центров профподготовки, выпускающих швей, электриков, парикмахеров и маникюрш, спрос на получение «рабочих» профессий за 2015 год вырос на 20–30%, а по отдельным направлениям — вдвое. «У нас по итогам прошлого года лидируют курсы кройки и шитья — спрос на них по сравнению с 2014 годом вырос почти на 65%»,— рассказывают в центре профессиональной подготовки «Лидер». На втором месте оказались сантехники и электрики (рост 52%), за ними — парикмахеры (20%). «Но если на курсы по маникюру и педикюру, парикмахерские курсы люди идут в основном с целью именно трудоустроиться, то на кройку и шитье идут для себя — чтобы обшивать себя и свою семью»,— отмечают в центре. Компания «Планета красоты», ранее предлагавшая курсы парикмахеров и маникюрш, с этого года тоже открыла курсы кройки и шитья, и руководство настолько было впечатлено успехом, что теперь думает об организации программ по фотографии, флористике и даже о курсах иностранных языков.
«Швея раньше была какой-то стыдной профессией, но достаточно назвать ее дизайнером, и все становится на свои места»,— радуются в питерской «Академии моды», куда на курс «Начальный уровень дизайнера одежды» в этом году записалось в два раза больше народа, чем год назад. «Еще очень популярны детские курсы, на которых мы за пять занятий обучаем будущих мам шить детские вещи»,— рассказывает руководитель отдела продаж «Академии моды» Ольга Соболева. Курсы для мам в академии появились буквально в январе, практически одновременно была предложена и программа по пошиву одежды для мужчин. «Мы постоянно расширяемся, потому что видим интерес: цены на одежду увеличились, и девочки хотят шить сами»,— говорит Ольга Соболева.
Учебный центр «Планета красоты» ютится в небольшом полуподвальном помещении, правда, в центре, на Охотном ряду. В узком коридорчике одновременно сидит секретарь, ждут начала занятий клиенты, а рядом стоит сушилка с развешанными полотенцами, которые используются на практических занятиях. Тем не менее расценки здесь примерно такие же, как у конкурентов, находящихся в лучших условиях. Стоимость, например, комплексного курса кройки и шитья в Москве и Санкт-Петербурге варьируется от 15 тыс. до 30 тыс. руб. Слесарем-сантехником стать получится дешевле — от 11 тыс. руб. Организаторы обучения стараются не поднимать цены, но меняются размеры клиентских групп. «Группы увеличены, за счет этого удается держать цены на уровне 2014 года»,— объясняет коммерческий директор «Планеты красоты» Валентина Антонова.
Рост популярности таких курсов напрямую связан с сокращениями в разных сферах деятельности. Каждый второй человек, решивший получить прикладную специальность, раньше был юристом, менеджером, продавцом, банковским работником. «Кузнецами хотят стать почему-то больше всего гуманитарии и айтишники»,— говорит