Убывающий студент

Образование

Число студентов в Петербурге ежегодно уменьшается на 20-30 тыс. человек начиная с 2009 года. Чтобы не спугнуть желающих получить диплом в кризисное время, вузы с осторожностью подымают плату за обучение. В нынешнем же году им рекомендовано оставить расценки на уровне прошлого. Впрочем, некоторые государственные университеты уже отмечают ухудшение ситуации с финансированием. Негосударственные — о прибыли вообще не говорят.

Большинство вузов не преследует коммерческих целей и поэтому не заботится о прибыльности своей деятельности, ограничиваясь лишь безубыточностью

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Марина Костюкевич

По информации комитета по науке и высшей школе, в 2009 году в вузах училось 454 тыс. человек, в 2011-м — 400 тыс., в 2014-м — 317 тыс., а в 2015-м — уже 307,5 тыс. Причина — ухудшающаяся демографическая ситуация: меньше выпускников в школах — меньше студентов в вузах.

Для привлечения учащихся некоторые государственные вузы даже увеличивают бюджетные места. Так, в Санкт-Петербургском политехническом университете план приема в 2015 году вырос более чем на 600 мест. Частные же заведения активно развивают систему бонусов, стипендий и грантов. К примеру, ВШЭ для лучших абитуриентов в 2015 году предоставляла не просто скидки до 75% на оплату первого года обучения, а готова была фиксировать скидку на весь период обучения.

В пресс-службе Санкт-Петербургского государственного университета рассказали, что один студент обходится вузу в среднем в 316,8 тыс. рублей в год. Платы за обучение не хватает на ряд затрат, к примеру, на закупку и обслуживание дорогостоящего высокотехнологичного оборудования. Дефицит покрывается за счет доходов университета, полученных от научных грантов. В то же время бюджетное финансирование одного из ведущих вузов страны с 2010 по 2015 годы увеличилось с 5,2 до 8,9 млрд рублей.

В течение последних пяти лет стабильно наращивает свои финансовые показатели и Санкт-Петербургский политехнический университет. В первую очередь — благодаря помощи Минобрнауки и доходов от научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы.

А вот в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете сообщили, что ситуация с финансированием в последние годы ухудшилась. По информации финансово-экономического управления СПбГЭУ, цены приема на первый курс в нынешнем году по 90% специальностей покрывают полные затраты вуза на обучение студентов. Хуже ситуация на старших курсах, особенно по непрофильным для университета специальностям, доставшимся в наследство в процессе присоединения СПбГУСЭ.

Как заметила руководитель практики рекрутинга АКГ "Деловой профиль" (GGI) Елена Боровкова, большинство вузов не преследует коммерческих целей и поэтому не заботятся о прибыльности своей деятельности, ограничиваясь лишь безубыточностью. "Стоимость обучения в 2015 году не слишком поднялась по сравнению с 2014 годом. По нашим оценкам, рост составил 10-15%", — подсчитала эксперт.

О том, что кардинальных ценовых изменений за последние годы не произошло, рассказали в СПбГУ. Плата за обучение с 2013 года в вузе изменялась в рамках инфляции, как того и требует законодательство. Наиболее дорогие программы в СПбГУ — те, которые реализуются по международным соглашениям. К примеру, за обучение в области менеджмента придется выложить 380 тыс. рублей в год. Минимальная стоимость традиционно сохраняется на гуманитарных направлениях: "журналистика" — 129 тыс., "политология" — 189 тыс. рублей в год.

Повышать стоимость обучения на основных образовательных программах в 2016 году в ведущем вузе страны не планируют. На уровне 2015 года собираются оставить и цены в Политехе. Как подчеркнул его проректор Дмитрий Кузнецов, такова рекомендация Минобрнауки. В то же время в вузе плата за обучение для первокурсников в 2015 году по приказу того же министерства была повышена: на 15% для экономических и гуманитарных специальностей и аж на 120% по специальности "ядерная энергетика". И составляет она 67 и 93 тыс. рублей за семестр соответственно. Оплата для старшекурсников поднялась не более чем на 10%.

Доход в расход

Стоимость платного обучения определяется расходами, которые несет университет на ее реализацию, объяснили в СПбГУ. Среди них: зарплата педагогам, увеличение которой закреплено указами президента РФ; закупка высокотехнологичного оборудования и расходных материалов, уровень которых зависит от курса иностранной валюты; коммунальные платежи, размер которых ежегодно возрастает на 5-10% в соответствии с распоряжениями комитета по тарифам Санкт-Петербурга.

Основные же доходы государственных вузов складываются из субсидий на выполнение госзаказа и платы за обучение. В Политехе, к примеру, это по 40% от всех финансовых поступлений. В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете плата за обучение приносит почти 1,3 млрд рублей, а субсидии на госзадание составляют около 685 млн рублей при общей сумме доходов в 2,4 млрд рублей.

В финансово-отчетных документах Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики говорится, что субсидии Минобра составляют около трети всех доходов. Последние три года эта сумма варьируется в пределах 1,6 млрд рублей.

Еще одна немалая статья дохода для вуза — научная деятельность (разработки, исследования). По мнению специалиста АКГ "Деловой профиль", в последние годы этот пункт наполнял до 15-20% бюджета высшего учебного заведения.

"Но текущий кризис серьезно ограничил возможности для реализации подобных проектов. Поэтому основным внебюджетным источником финансирования деятельности практически любого российского вуза сегодня остается платное образование", — отметила Елена Боровкова.

Что студент принесет

Научные разработки приносят доход и негосударственным вузам. Но основным источником пополнения их бюджета является плата за обучение. Впрочем, раскрывать свои финансовые показатели многие частные заведения отказались. В Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, например, посоветовали всю информацию искать у них на сайте, где, как оказалось, размещены скупые отчеты за 2012 и 2013 годы.

"Некоммерческие образовательные учреждения не ставят целью извлечение прибыли, — заверила ректор АНО высшего образования "Международный банковский институт" Мария Сигова. — Хотя для развития материально-технической базы необходимо превышение доходов над расходами. Это превышение, по данным отчетности, составляет около 5% в год".

Ректор подчеркнула, что институт не финансируется ни государством, ни частными компаниями. Расходы на одного обучающегося за последние пару лет увеличились. В зависимости от формы и технологии обучения они составляют в среднем 98 тыс. рублей. Для сравнения, в 2013 году уходило около 73 тыс. рублей. Цены за обучение колеблются от 40 до 120 тыс. рублей за год и ежегодно индексируются на уровень инфляции.

Стоимость обучения в Санкт-Петербургском академическом университете управления и экономики составляет от 23 до 65 тыс. рублей за семестр. Среди источников финансирования — государственные гранты и выполнение НИР по заказам организаций и предприятий. "Вся прибыль, получаемая университетом, инвестируется в повышение качества образовательного процесса, развитие материально-технической базы, научно-исследовательской деятельности вуза", — заверили в пресс-службе вуза.

Иностранцы рванули

Падение рубля сделало весьма выгодным получение знаний в российских вузах для иностранцев. Однако в СПбГУ всплеска заграничных учащихся не произошло: в прошлом учебном году в вузе числилось 1454 студента из-за рубежа, а в нынешнем — 1515 человек. Ненамного больше стало иностранцев и в ИТМО — за последние три года этот показатель вырос с 9 до 12,2%.

В то же время в Международном банковском институте за последние три года общее число иностранных студентов увеличилось с 2,5 до 5,4%. В СПбПУ за этот же период стало на 40% больше учащихся из-за рубежа. В несколько раз по сравнению с прошлыми годами увеличилось число поступающих иностранцев и в Санкт-Петербургском академическом университете управления и экономики. Как правило, за русским дипломом едут из стран ближнего зарубежья, СНГ, Европы, Азии, Африки.

Операция "Переориентация"

Вносят экономические кризисы изменения и в сферу дополнительного профессионального образования.

"В 2010-2013 годах мы наблюдали всплеск слушателей по нашим программам — отложенные эффекты после кризисных явлений 2008-2009 годов. Со второй половины 2013 года началась новая волна замедления. Число слушателей уменьшилось. Спрос перераспределяется в пользу комплексных программ", — разъяснил ситуацию директор по развитию и внешним связям первой в городе бизнес-школы Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП) Дмитрий Павлов.

По его словам, комплексные программы в области менеджмента, маркетинга, финансов, проектного управления в условиях кризиса потребитель воспринимает как инвестицию. Узкоспециализированные же программы становятся для многих затратой, которую можно отложить до лучших времен.

Генеральный директор агентства по контролю качества образования и развитию карьеры АККОРК, доцент Эрика Соболева считает, что в целом российскому высшему образованию не хватает программ, которые бы целиком были посвящены подготовке предпринимателей. "Поэтому учебные дисциплины по предпринимательству приходится подверстывать либо к программам по инноватике, либо к программам по менеджменту и экономике", — отмечает госпожа Соболева.

Вся лента