Китай и зеленая карточка
Дмитрий Косырев — о том, какие мигранты нужны Поднебесной
Да, в Китае эту штуку тоже почти официально называют "зеленой карточкой" (по американскому образцу). Это разрешение иностранцу на постоянное проживание в стране и устройство там на работу. Новый партийно-правительственный документ, принятый в Пекине, означает, что таких иностранцев в Китае теперь будет больше
Документ называется "ориентирами", подробные же инструкции иммиграционным службам насчет того, как и кому выдавать "зеленую карточку", будут разработаны позже. Но зачем нам инструкции, нам как раз интереснее именно ориентиры, то есть принципы. Иммиграция стала в нашем мире важнейшей проблемой, отнюдь не только технической (какие рабочие руки и в какой отрасли нужны). Это еще проблема идеологическая, имеющая отношение к соревнованию цивилизаций по части ценностей и принципов.
Допустим, Европа: для нее нынешний приток мигрантов с Ближнего Востока и из Африки — кризис вовсе не только финансовый, логистический или полицейский. Это прежде всего тяжелейший моральный удар, удар по основам западного мышления. Как-то это произошло сразу — только немцы признали, что у них провалился мультикультурализм, то есть идея сосуществования и интеграции коренных жителей и мигрантов, как начался нынешний человеческий потоп. И стало в очередной раз ясно, что едут не просто люди, которые Европу, по сути, ненавидят, но, похоже, даже и дети их будут такими же инородными и ненавидящими элементами.
Примеры тому как раз к сегодняшнему дню накопились. И тот факт, что теракт 11 сентября 2001 года совершили "немецкие арабы", и массовые поджоги автомобилей во Франции в середине 2010-х, и то, что дети мигрантов, уже выросшие в Европе, десятками и сотнями едут, чтобы присоединиться к запрещенному "Исламскому государству", и вот сейчас то, что творит на улицах европейских городов нынешняя волна мигрантов.
Для стран Запада всегда была предельно важна внутренняя убежденность, что они привлекательны для иммиграции не только из-за денег (пособий), а еще как образец политического устройства и культуры. Иначе говоря, дело попросту в столь нужной Западу идее того, что "к нам все едут, потому что мы лучше всех". Этой иллюзии очень больно лишаться. Лишаться вместе с неизбежно подлежащими переменам принципами иммиграционной политики, которая исходила ведь не только из потребностей экономики, а из идеологии тоже.
И тут свои принципы провозглашают китайцы... Это что, вызов? Кто в нашем мире имеет право предлагать правила и стандарты — кто угодно, что ли?
В Китае вообще-то не очень пытаются соревноваться с Западом по части морального превосходства. Или, допустим, объяснять западникам, что китайские принципы приема мигрантов лучше западных, потому что Китай лучше. Китайцы уже лет 20-30 не склонны вести международные идейные войны и экспортировать ценности — из них по части идеологии вообще лишнего слова не вытащишь. Просто вот так получилось, совпало.
Принципы же, опубликованные сейчас, просты и действительно могли бы быть глобальным стандартом и примером, для европейцев в первую очередь. Для начала: никаких открытых дверей для всех и каждого, вся иммиграционная политика Китая называется "привлечением талантов", чтобы те способствовали развитию Китая. Нужны лучшие в своих профессиях. Далее, "зеленую карточку" будут получать инвесторы. Еще важная деталь: соотечественники, то есть китайцы из-за пределов Китая, официально будут получать эту карточку быстрее всех прочих национальностей. И последнее — эти люди должны ходить на различные курсы, чтобы быстрее интегрироваться в местное общество.
Вроде бы ничего особенного, все разумно, в России тоже идеи по поводу иммиграции крутятся вокруг этих принципов. Но попробуй заяви сейчас этот набор критериев взбудораженной Европе. Они там быстро объяснят разницу их принципов с китайскими.
А теперь то, чего в этой истории сразу не заметишь. О чем вообще речь, о каких цифрах, если к 2013 году (других данных под рукой не оказалось) драгоценную "зеленую карточку" дали только 7300 мигрантам ( кстати, до 2004 года этих карточек вообще не было). Так вот, число постоянно живущих в Китае иностранцев — более 600 тысяч. Это легальные мигранты, которые пока что раз за разом продлевают визы. Нелегальных, понятно, намного больше. Европейцы, американцы, австралийцы, добираются туда даже из Африки. Сложились мощные общины в ключевых космополитичных городах типа Шанхая, со своими изданиями, клубами, спортивными командами...
И ведь, заметьте, Китай не занимается пропагандой, называя себя "сияющим городом на холме", куда весь мир только и мечтает приехать. Хотя, как видим, сотни тысяч мечтают и едут. Но, правда, и китайцы очень подвижны. По опять же устаревшим данным (на 2011 год), "зеленую карточку" в США получили 87 тысяч китайцев, они по этой части оказались второй после мексиканцев национальной группой. Так уж устроен наш мир, все едут во всех направлениях.
Да, а сколько россиян в Китае? Тайна сия велика есть. Хотя когда-нибудь наш МИД опубликует официальные данные на этот счет, сложенные из прикидок различных консульских округов — в Шэньяне, Шанхае, Гуанчжоу, Гонконге... Речь в любом случае о десятках тысяч. Возможно, более чем 100 тысяч. Эта община четко делится на "северную" и "южную", первая — дальневосточники и сибиряки, уже привыкшие жить на два дома, часть покупок совершать в Китае и т.д. Вторая посложнее. Но в любом случае это люди, как минимум проводящие часть года в Китае и начинавшие с того, что приехали туда для каких-то деловых операций. А сейчас все как у людей, масса обучающихся там студентов, тоже клубы и издания на русском, смешанные браки с местными жителями и общие с таковыми дети...
Говоря об идеологии — а миграция, как уже сказано, постоянно переходит в идеологическое поле,— в наших внутренних битвах есть такой затасканный аргумент: Россия — это Запад, потому что наша "элита", какие бы слова ни говорила, только и мечтает жить на Западе, учить там детей и прочее. Ответ на это простой: вы так говорите от узости кругозора, потому что для вас "мир" и "Запад" — это синонимы. Знали бы, что такое Китай или Таиланд с его примерно 70-тысячной российской общиной, задумались бы.
А еще есть Сингапур и Камбоджа (там тоже толпа наших), а еще есть очень своеобразное сообщество соотечественников, постоянно наезжающих за мудростью в Индию и не спешащих уезжать. Как-то я познакомился с нашим человеком, который живет в глухом горном районе Лаоса, выращивает там потрясающий чай вместе с командой энтузиастов (не только россиян, кстати) и продает чай, среди прочих, думаете, кому? Китайцам!
Но наша китайская община, конечно, больше остальных в Азии. Опять же возвращаясь к идейной борьбе: вот так здорово мы осуществляем на Китай "демографическое давление" (была такая бредовая идея в 1990-х насчет того, что Китай только и мечтает, что заселить наши восточные территории). Но китайцы как-то по поводу нашего давления не волнуются...