Словарный запас России

Статистика неумолима — среди читателей "Денег" должно быть несколько логопедов (одного мы даже знаем лично). Для них у нас подарок — основа для новой скороговорки. "Деньги", пожалуй, даже объявят в соцсетях конкурс на лучшую. К участию, кстати, приглашаются не только профессиональные логопеды. Хотелось бы видеть среди участников всех, кому небезразлично будущее экономики России. Даже в столь малом деле, как конкурс скороговорок, небезразличие — половина успеха.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Польза для народного хозяйства и — пусть и малая — ниша для "логопедического" бизнеса очевидны: оборот "экспортоориентированное импортозамещение" неизбежно войдет в речь чиновников, банкиров и промышленников. Ну, по крайней мере, той их части, которая еще не окончательно разочаровалась в способности государства стимулировать экономический рост и вести осмысленную промышленную политику.

Частично лавры за адаптацию к российской реальности этого термина (тайваньского, если не ошибаюсь, происхождения) принадлежат авторам публикуемого сегодня в "Деньгах" текста "10 мифов об импортозамещении" Антону Данилову-Данильяну и Глебу Никитину. Текст уважаемых экспертов показался нам настолько интересным, что пришлось отойти от неписаного правила не публиковать ничего с пометкой "мнение авторов может не совпадать с мнением редакции" и открыть новую рубрику.

Впрочем, это совсем не значит, что мы согласны с этим откровенно дирижистским текстом. Чрезмерное вмешательство государства в экономику и бизнес, попытки заместить рынок планированием, пусть и с учетом "экспертного" мнения, в мировой истории раз за разом приводили к неудачам — иногда фатальным. Историй же успеха крайне мало, причем почти все они связаны со странами, где распространено конфуцианство (вышеупомянутый Тайвань не исключение). Вероятнее всего, это связано с тем, что эта этическая система способна компенсировать недостатки прочих институтов и обеспечивать сравнительно высокую эффективность государства (эта гипотеза год назад обсуждалась в "Деньгах" в статье Елены Чирковой "Островные чудеса китайцев").

Есть у нас и опасение, что дирижистские настроения части правительства на руку разного рода лоббистам. В условиях, когда сырьевая рента испарилась (нефть в ближайшие годы и до $40 за баррель вряд ли дойдет, бюджетную и налоговую все успешнее изымает Минфин, а инновационную извлекать научились единицы), многим, конечно, хотелось бы создать новый источник "дармовых доходов" — в данном случае в форме кредитов на нерыночных условиях по сильно отрицательным процентным ставкам.

Еще одно опасение предложим высказать, скажем, Банку России, а также преподавателям экономики и элементарной финансовой грамотности. Цитата: "Регулирование валютного рынка через резкое увеличение ключевой процентной ставки в декабре 2014 года привело к росту инфляции". По нашим представлениям, рост процентной ставки как раз позволил не допустить срыва в гиперинфляцию, а если ЦБ и допустил ошибку, то лишь в том, что слишком медлил с этим решением.

Довольно, впрочем, опасений. Как говорят логопеды, "зубов бояться, дикцию не поправить". Поделимся еще одним наблюдением, которое, собственно, и стало решающим фактором при открытии новой рубрики. Когда в стране кризис, попыток найти выход из него, дискуссий на экономполитические темы становится больше. Так было в последние советские годы, так было в 1998-1999-м и, хотя и в меньшей степени, в 2008-2009-м. На этот раз их как-то удивительно мало. Но, кажется, все меняется, и в ближайшие месяцы мы можем столкнуться с резкой активизацией поисков выхода из того тупика, в котором обнаружила себя российская экономика.

Так что, пожалуй, конкурсов будет два: не только для логопедов, но и для экономистов. Гонораров нет, вторые призы — публикация в "Деньгах". А первый приз — вдруг кому повезет — место в истории новой России.

МАКСИМ КВАША

Вся лента