«Нет смысла держать огромную линейку товаров, если их просто не могут купить»
Россияне могут остаться без японских телевизоров
Японские телевизоры уходят с российского рынка. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ». На фоне двукратного падения продаж телевизоров в России на рынке сменился лидер в этом сегменте — им стала LG, компания реализовала 1,6 млн устройств. Прежний лидер — Samsung — остался на первом месте по объему выручки. Японские компании, экспортировавшие телевизоры в Россию, напротив, не смогли выдержать конкуренции, в том числе из-за девальвации рубля. Вслед за Toshiba поставки прекратила Sharp, а Panasonic отказалась от продаж бюджетных моделей ТВ-устройств. Директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Натальи Ждановой.
— Почему, по вашим данным, уходят с российского рынка японские телевизоры, только ли дело в девальвации рубля?
— Я думаю, в большей степени из-за этого. Дело в том, что корейские производители изначально, не только корейские, но корейские в первую очередь, заняли очень правильную позицию по отношению к российскому рынку, и LG, и Samsung локализовали производство. У нас существуют два завода корейских производителей, одних из самых современных в Восточной Европе: один в Калужской области, другой в Рузском районе Московской области.
В принципе, если посмотреть на рынок телевизоров, то порядка 85% из того, что в России продается, в России и производится, у нас очень высок процент локализации, в штуках особенно. Японские телевизоры, я думаю, все-таки не уйдут с рынка, просто они занимают немножечко другой сегмент, их доля действительно меньше, но отдельные бренды, позиции которых были достаточно слабыми уже многие годы, подстегнутые девальвацией и падением спросом, сейчас, видимо, принимают такое решение. Это неудивительно, потому что помимо роста цен, который мы наблюдаем, и, скорее всего, будем наблюдать, если экономическая ситуация не изменится позитивно в ближайшее время, это будет приводить и к снижению ассортимента. Собственно этот тренд мы сейчас уже и начинаем ощущать.
— Скажите, в целом, насколько серьезным был отток с российского рынка, я имею в виду японских производителей — насколько сократились поставки в нашу страну?
— Мне сложно сказать за всех японских производителей, мы видим, что отдельные бренды либо сокращают поставку количественно, либо вообще перестают работать с Россией. Но, как я уже сказал, их доля была на рынке невысока, не слишком большая.
— А насколько российский рынок важен для японцев? Какую долю у них он занимает?
— Российский рынок, в принципе, в части бытовой электроники достаточно крупный рынок. Он занимает, если я не ошибаюсь, в Европе, по-моему, четвертое место. Но вопрос заключается в том, что с падением спроса и рынок сужается. Очевидно, что нет смысла держать огромную линейку товаров, если их просто не покупают или не могут купить.
— Расскажите, в целом по рынку какие тенденции сейчас происходят, о чем можно говорить помимо японских телевизоров: какая бытовая техника уходит, каких производителей, какая, наоборот, может быть, приходит в Россию?
— Я не могу сказать, что на самом деле японские телевизоры прямо взяли и ушли, действительно некоторые бренды перестают широко быть здесь представленными. В целом этот год будет годом сужения ассортимента по разным товарам, категориям. В том числе и по портативной технике и по крупной бытовой. Крупная бытовая, такие приборы как холодильники, стиральные машины, здесь локализованы в достаточной степени, у нас много заводов, международных компаний, российских компаний, которые здесь работают. Тренд один: если нет платежеспособного спроса, то нет смысла держать широкий ассортимент.
— А уже сейчас какие-то итоги можно подводить, насколько спрос сократился?
— Я думаю, очевидно, что не менее 20-30% по предыдущему году. Это то, что мы можем сейчас говорить, следующий год покажет, насколько эта тенденция сохранится.
— А что с ценами будет происходить в связи с этим, будут ли они снижаться?
— Нет, я не вижу объективных причин, почему бы цены смогли снижаться. Несмотря на высокий процент локализации, тем не менее, рынок очень сильно зависит от импорта комплектующих и целая категория: огромная категория мобильных цифровых устройств, фототехника, компьютеры, другие приборы, являются 100% импортными. Поэтому в данных условиях нет предпосылок к тому, чтобы цены снижались.