Буксировочный спрос

Какие автомобили продаются на фоне общего спада

Прогноз по рынку коммерческого транспорта на 2016 год сенсации не содержит. Спад продаж новой автомобильной техники продолжится. Выиграют здесь российские производители, поскольку покупатели, отказываясь от покупок импортной техники, все же сохраняют интерес к отечественным автомобилям. Таким образом, структура рынка изменится.

НИКИТА ТРОФИМОВ

Печальная картина

Причины структурных изменений профильного рынка лежат на поверхности: ослабление рубля делает покупку импортных грузовиков и других коммерческих автомобилей не просто дорогой, а экономически нецелесообразной. И это несмотря на то, что цена импортной техники не привязана напрямую к валютному курсу.

По данным PwC, за минувший год существенно выросла средняя стоимость автомобилей — на 22% в рублях. В целом рынок сократился на 33% в рублевом выражении, а в долларовом — на 57%.

Объем рынка коммерческого транспорта сокращается третий год подряд. Причем динамика падения продаж легких коммерческих машин (LCV) и грузовиков только нарастает. Так, если в 2014 году реализация LCV снизилась на 15%, до 140,5 тыс. машин, то в 2015 году — уже на 34%, до 92,4 тыс., говорят данные "Автостата". PwC оценивает падение 2015 года и вовсе в 45% в количественном выражении. Наиболее заметно просели импортеры: у них продажи сократились более чем вдвое.

Объем рынка LCV приблизился к кризисному минимуму 2009 года, когда было реализовано 90,9 тыс. автомобилей. Рынок грузовиков в 2014 году потерял 20%, продажи составили 88 тыс. машин, а в 2015-м — уже 42%, снижение до 51,2 тыс. Объем рынка автобусов оказался меньше цифры 2009 года — всего 9 тыс. машин, при этом падение продаж замедлилось: в 2014 году — минус 27% (до 11,2 тыс. автобусов), а в 2015 году — минус 19%.

Негативное влияние на рынок LCV оказало сокращение сегмента малого и среднего бизнеса, уверены в PwC. Между тем Группа ГАЗ, УАЗ и Mercedes даже нарастили долю на рынке за счет игроков, ушедших с рынка. На динамику продаж грузовиков повлияли снижение грузооборота и спад активности в строительной отрасли, констатируют в PwC. Тем не менее КамАЗу, Группе ГАЗ и Isuzu удалось увеличить рыночную долю в этом сегменте.

Кто покупатель

Спрос на новые автовозы практически приблизился к нулю

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В Группе ГАЗ говорят, что общее снижение спроса на автомобили связано с замораживанием программ закупок техники торговыми компаниями. В то же время выросли продажи полноприводных моделей "Газель Бизнес" и "Соболь 4х4" — их приобретают государственные ведомства и небольшие предприятия со специфическими задачами. В Mercedes указывают, что покупатели в связи с ростом цен "переместили внимание с немецких автомобилей на модель Sprinter Classic", локализованную в России почти на 40%. В PSA Peugeot Citroen (занимает 2,7% рынка против 5,9% годом раньше) отмечают, что клиенты используют все возможности для экономии при покупках, включая спецпредложения по лизингу и trade in. В компании оптимистично планируют "перейти к восстановлению позиций за счет конкурентных преимуществ продуктов".

В некоторых сегментах (например, перевозка машин) спрос на новые грузовики был практически близок к нулю: определенные модели в прошлом году просто выпадали из продаж из-за отсутствия заказов, говорит председатель комитета коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андрей Чурсин. Лидер рынка грузовиков "КамАЗ", который в 2015 году чувствовал себя лучше рынка, сообщил, что наибольшее падение продаж было по магистральным тягачам, а также по строительной технике. Впрочем, заявляют в компании, благодаря ценовой политике и новому модельному ряду удалось добиться заметного успеха в магистральном сегменте: доля производителя выросла с 5% до порядка 20%.

В отличие от легкового сектора, на рынке коммерческого транспорта в 2015 году громких уходов игроков не случилось. Впрочем, оптимизация и трансформация бизнеса имели место. В конце года Isuzu прекратила сотрудничество с "Соллерс", взамен ее партнером стала Группа ГАЗ. Практически три квартала, с февраля по октябрь, простаивал завод Volvo Trucks в Калуге, штат был сокращен на 30%. По итогам года бренд лишился 2 п. п. в доле рынка и теперь занимает лишь 2%. Кроме того, в прошлом году стало известно, что к сентябрю 2016 года в целях оптимизации планируется перевести производство грузовиков Scania на завод MAN.

Mercedes Sprinter Classic почти на 40% локализована в России, и именно на эти фургоны переключилось внимание покупателей с машин немецкой сборки

Фото: РИА Новости

Андрей Чурсин полагает, что рынок коммерческого транспорта начнет оживать не раньше начала 2017 года. В PwC предрекают восстановление рынка в 2017 году, разве что исходя из оптимистичного сценария. Согласно базовому прогнозу, в нынешнем году падение продаж в сегменте LCV составит порядка 16%, до 77 тыс. автомобилей. Рынок грузовиков в 2016 году ужмется еще на 23%, до 39 тыс. машин. При этом в ближайшие три года оба сегмента не смогут восстановиться даже до уровня 2014 года.

Более стабильный рынок автобусов сократится на четверть в этом году, но уже в 2018-м немного превзойдет объемы 2015 года с результатом порядка 9,3 тыс. машин, считают в PwC. Там учитывают чемпионат мира по футболу, в связи с которым в городах, принимающих матчи, потребуется увеличить парк автобусов.

Вся лента